Анализ структуры активов предприятия

Процент

Дополнительная классификация

По балансовому признаку активы предприятия – это оборотные и необоротные ресурсы. Ранжирование зависит от сроков оборачиваемости: срок использования 12 месяцев – оборотные, или текущие активы, более одного года многократно участвующие в производстве ценности – внеоборотные.

По виду деятельности различают инвестиционные и операционные активы. К операционным принято относить основные производственные средства; оборотные и нематериальные активы. Инвестиционные имущественные средства состоят из финансовых вложений: капитальных незавершенных, краткосрочных, долгосрочных.

В зависимости от источников образования, активы существуют валовые – это сумма собственных и заемных капиталовложений, и чистые, которые формируются из собственного капитала.

Анализ структуры активов предприятия

Немаловажный признак деления активов для анализа финансового состояния – это степень ликвидности, то есть возможность их преобразования в денежные средства предприятия. Активы ликвидными считаются тогда, когда они быстро конвертируются в денежную форму, как-то: дебиторская задолженность и финансовые вложения.

При вертикальном анализе, определив удельный вес составляющих в структуре активов, делают вывод: преобладают оборотные активы – это признак быстрой оборачиваемости средств и мобильной структуры.

Уменьшение суммы оборотных и внеоборотных активов свидетельствует о сокращении хозяйственного оборота и является признаком дальнейшей неплатежеспособности предприятия. Рост, наоборот, характеризуется положительным изменением баланса.

Большой удельный вес статьи «Запасы» в структуре всего баланса свидетельствует о трудностях сбыта продукции.

Крупная дебиторская задолженность – признак ухудшения финансового положения. Благополучное состояние обеспечивается низким уровнем задолженности и высокой долей денежных средств.

Структура активов предприятия, помимо оборотных имущественных ресурсов, имеет внеоборотные, изменение которых говорит о неких финансовых результатах.

От показателя статьи «Основные средства» зависит мобильность активов, то есть способность их преобразовываться в денежные средства. Если их доля составляет 40 %, тогда структура активов «легкая» и мобильная, в случае большего удельного веса характерен признак значительных накладных расходов.

Увеличение долгосрочных финансовых инвестиций говорит об отвлечении средств из основной деятельности.

Увеличение нематериальных активов характеризуется выбором инновационного направления деятельности организации.

Увеличение незавершенного строительства – признак необходимого проведения анализа в области эффективности вложений.

Понятие и виды активов предприятия

Активы предприятия, представляют собой ресурсы, которые образовались на основании прошлых операций (событий) и назначение которых – увеличить экономические выгоды для организации.

Активы предприятия можно классифицировать по нескольким признакам:

  • В зависимости от объекта финансового управления;
  • В зависимости от вещественной формы объекта инвестирования;
  • В зависимости от срока получения денежного потока;
  • По форме получения;
  • По регулярности получения дохода;
  • В зависимости от степени риска;
  • В зависимости от оборачиваемости;
  • В зависимости от степени ликвидности.

В бухгалтерском балансе активы предприятия представлены как оборотные и внеоборотные ресурсы предприятия.

Задачи анализа активов

  1. Оценка структуры, состояния и динамики.
  2. Выявление причин, повлекших структурные колебания активов.
  3. Анализ влияния измененных имущественных средств предприятия на его финансовое состояние.
  4. Общая оценка эффективности работы активов.
  5. Подготовка рекомендаций к повышению эффективности использования активов и финансовой устойчивости предприятия.

Целью анализа активов предприятия является изучение их структуры и динамики изменения их состава и стоимости за определенный период хозяйствования организации.

На основании анализа активов, руководство предприятия принимает соответствующие управленческие решения в части ведения дальнейшей деятельности.

По результатам анализа товарных запасов предприятия, было выявлено, что их остатки на складе растут, а выручка от реализации остается без существенных изменений. В таком случае, целесообразно рассмотреть вопрос сокращения закупки товаров и увеличить направления сбыта имеющихся остатков.

В общем, задачами анализа активов предприятия можно назвать следующие (Рис.1)

Система анализа активов

Для получения количественной оценки финансовой деятельности принято использовать следующие методы анализа активов предприятия:

  • горизонтальный;
  • вертикальный;
  • сравнительный;
  • анализ финансовых коэффициентов.

Анализ структуры активов предприятия

Анализ активов предприятия горизонтальным методом включает сравнение показателей хозяйственной деятельности по периодам: отчетного с предыдущим одного года; отчетного с предыдущим или несколькими периодами прошлого года.

Вертикальный анализ предполагает изучение структуры активов и выражается в относительных показателях.

Сравнение активов подразумевает сопоставление показателей отчетного периода с аналогичными данными конкурентных фирм, со среднеотраслевыми коэффициентами или с плановыми показателями.

Управление активами предприятия базируется на анализе финансовых коэффициентов, в ходе проведения которого делаются выводы об их рентабельности, оборачиваемости, ликвидности.

Данными для анализа являются показатели, отраженные в бухгалтерском балансе, отчетах о прибыли и убытках.

Виды и методика анализа активов предприятия

Анализ активов предприятия, как правило, осуществляется на основании финансовой отчетности предприятия (Баланс, Отчет о движении денежных средств и т.д.).

Существует множество вариантов анализа, но самыми распространенными являются: горизонтальный и вертикальный анализ финансовых отчетов.

Анализ структуры активов предприятия

Построение вертикального анализа раскрывает структуру активов организации и ее источников (табл.1).

Из такого анализа, можно увидеть, какую долю занимает актив в общей структуре активов предприятия.

Горизонтальный анализ активов осуществляется путем построения аналитической таблицы, где рассчитываются как абсолютные показатели, так и относительные – темп роста(табл.2).

Из полученных данных можно сделать вывод о снижении стоимости обоих видов активов.

Чаще всего, применяют объединенный анализ, то есть данные по активам предприятия заносят в таблицу и анализируют как структуру активов в составе имущества, так и показатели изменения их количества и стоимости в динамике.

В зависимости от вида деятельности предприятия, норма показателей изменения структуры активов может отличаться.

Если для предприятия, основной деятельностью, является реализация товаров в кредит или рассрочку, то рост показателя дебиторской задолженности не является негативным, как для другой организации.

Основные признаки положительных результатов анализа активов организации являются

  • Увеличение валюты баланса на конец отчетного периода по сравнению с показателем на начало периода.
  • Рост темпов прироста оборотных активов над темпами прироста внеоборотных активов.

Для получения сравнительной характеристики, путем осуществления анализа активов организации, необходимо номенклатуру всех статей баланса на начало и конец отчетного периода привести в полное соответствие. Также необходимо учесть инфляцию при расчете показателей. Особенно, это необходимо учесть при анализе денежных средств организации.

Анализ структуры активов предприятия

Управление активами предприятия

Политика управления активами ориентирована на увеличение их стоимости и повышение эффективности использования. Включает в себя разработку и реализацию:

  • политики комплексного управления,
  • политики управления внеоборотными средствами,
  • политики управления оборотными активами.

От эффективности управления зависит уровень прибыли. При комплексном управлении активы предприятия – это финансовые ресурсы, и целью топ-менеджеров является выявление потребности оптимизации их состава и её проведение. Самостоятельное направление по управлению внеоборотными активами заключается в приобретении нематериальных ресурсов, основных средств и осуществлении финансовых инвестиций. Управление оборотными активами направлено на формирование необходимого их состава и объема.

Фактом получения прибыли считается момент передачи рисков по продукции контрагенту, то есть отгрузка товара и его оплата. То есть чем меньше цикл от заказа до отгрузки продукции и получении оплаты, тем выше прибыль.

Оцените статью
Финансовый консультант