Диверсификация фирмы означает

Справка

Стратегии

Стратегия диверсификации — это маркетинговое действие, которое позволяет компаниям открыть для себя новые перспективные направления для бизнеса, отличающиеся от текущей производственной линии. Основная суть стратегии заключается в перераспределении средств и капитала компании между различными по типу сферами деятельности, что значительно снижает риски банкротства предприятия.

В современных рыночных условиях высокой конкуренции стратегия становится мощным инструментом управления всевозможными рисками. При правильном запуске процесса компании удается избежать банкротства либо убытков даже в тяжелые кризисные для экономики периоды.

Типы стратегии

Среди существующих стратегий можно выделить три основных типа: конгломеративная, центрированная, горизонтальная. Ниже мы рассмотрим их более подробно.

Диверсификация средств и источников дохода практически нереализуема без грамотной стратегии. Точнее реализовать её можно, но риски убытков в этом случае будут очень высоки.

Стратегии диверсификации также подразделяются на несколько видов:

  • конгломеративная, подразумевающая налаживание производства товаров, которые никак не связаны с текущим производственным циклом, то есть подразумевает освоение новых рынков. Является самой сложной и дорогостоящей;
  • центрированная, когда компания отталкивается от уже выпускаемой продукции. Например, к этому типу можно отнести ситуацию, когда новый производственный цех для похожей продукции открывается с учетом опыта уже действующего.
  • горизонтальная. В этом случае продукт хоть и является для компании новым, но связан с её производственным циклом. Однако используются имеющиеся инструменты, например, логистика, каналы продаж и т. п.

Выбору стратегии диверсификации должен предшествовать целый комплекс подготовительных мероприятий, каждое из которых заслуживает подробного описания.

Анализ бизнеса

Без этого этапа диверсификация попросту не может быть успешной. В фокус внимания должны попасть:

  • текущие показатели компании, её сильные стороны и возможность их использования;
  • ограничения, то есть то, что может потребовать дополнительной поддержки и ресурсов;
  • стабильность компании, насколько прочно занимаемое ею положение на рынке;
  • наличие свободных ресурсов. Без этого провести диверсификацию не выйдет.

Диверсификация это простыми словами

После тщательного анализа намечаются дальнейшие пути возможного развития бизнеса.

Поиск направления

Вооружившись показателями из предыдущего пункта и изучив их, можно переходить к поиску возможных направлений для диверсификации. Этот этап сложнее предыдущего, поскольку по сути он требует макроэкономического исследования, проведенного силами специалистов компании. Положение дел в областях, которые выбраны возможными для расширения, требуется изучить так же хорошо, как собственный бизнес на первом шаге.

Иногда руководство организации принимает решения диверсифицировать её за счет тех отраслей, в которых оно разбирается лучше всего. Этот подход во многом оправдан благодаря знаниям или практическому опыту в выбранной сфере.

Благодаря второму этапу круг возможных направлений был максимально сужен. В идеале осталось от 1-2 пункта, которые и лягут в основу созданной стратегии диверсификации. Это означает, что пришло время провести глубокий анализ будущего бизнеса.

Данный этап по сути полностью повторяет мероприятия, которые проводятся будущим собственником при открытии абсолютно новой компании. От оценки рисков до определения рынков сбыта — круг вопросов, на которые нужно найти ответы, очень широк.

Показатели, по которым необходимо оценить будущий бизнес:

  • конкурентоспособность продукта на рынке;
  • имеющиеся конкуренты;
  • рынок сбыта;
  • ценовая политика;
  • финансирование процесса;
  • вероятные альтернативы развития.

Анализ портфеля

Заключительный этап, на котором необходимо тщательно взвесить место будущего проекта в имеющемся инвестиционном портфеле. Цель — определить насколько целесообразно его воплощение. А также понять впишется ли он в отведенные рамки, не потребует ли дополнительных ресурсов и затрат. В противном случае это будет означать пересмотр диверсификационной стратегии и, возможно, убытки от недостаточно тщательного анализа.

Долгосрочный план перераспределения свободных ресурсов, который используется для достижения стратегических целей компании. Это может быть:

  • диверсификация выпускаемых товаров и услуг;
  • диверсификация производства в целом;
  • диверсификация рисков;
  • диверсификация поставщиков;
  • диверсификация бренда и пр.

Пожалуй, наиболее популярное действие по снижению рисков. Всегда есть вероятность, что нынешнее направление производства завтра перестанет приносить доход. Освоение новых отраслей может не только помочь бизнесу пережить трудные времена, но и даст значительные преимущества.

Варианты диверсификации подобного рода:

  • покупка действующей компании;
  • создание новой фирмы;
  • организация совместного предприятия.

Такая диверсификация предусматривает, что у создающегося нового бизнеса есть связь со старым. Например, обувная фабрика объединяется с сетью обувных магазинов: обмен бизнес-активами значительно экономит средства. Особенно когда обувь выпускается под известным брендом или сеть завоевала популярность у покупателей.

Неродственная

Запускается производство различных продуктов, которые никоим образом не связаны друг с другом. Пример: рыбокомбинат, который параллельно изготавливает солнечные очки. В бизнесе считается, что любое предприятие, имеющее потенциал для высоких доходов, может рассматриваться как инструмент диверсификации. При благоприятных условиях приобретения, конечно.

К тяжелому состоянию крупный бизнес могут привести:

  • убытки в одном или нескольких подчиненных подразделениях;
  • изменение стратегии фирмы;
  • элементарная потребность в деньгах.

Фирма нуждается в сокращении активов по самым разным причинам: несоответствие дочерних компаний ожиданиям, переход на другие направления бизнеса и т.д. В этом случае сокращаемые подразделения распродаются целиком или по частям. Полученные в результате диверсификации средства вкладываются в более перспективные направления.

Стратегия ликвидации предполагает продажу активов компании полностью или частично. Многие владельцы малого бизнеса именно так и поступают, прекращая свою работу. Например, владелец магазина распродает подчистую остатки товара, оборудование и инвентарь, прежде чем окончательно закрыть двери торговой точки.

Диверсификация фирмы означает

Бывает, что трудности бизнеса носят временный характер, являются результатом «человеческого фактора», ошибок руководства и т.д. Тогда можно перестроить работу так, чтобы предприятие снова начало приносить прибыль.

Первое, что приходит в голову для уменьшения расходов фирмы, – это сокращение персонала. И такое происходит достаточно часто. Перераспределяются нагрузки, изменяются служебные обязанности, лишние люди увольняются.

Перестройка рабочего процесса. При этой стратегии проводится оценка работы систем или процессов корпорации. Убираются или сокращаются слабые направления бизнеса, персонал переобучается и перемещается, объединяются различные структуры предприятия.

Еще один вид перестройки – реструктуризация корпорации. В этом случае полностью изменяется организационная структура компании. Причин множество: слияние с другой организацией, полная или частичная продажа бизнеса, образование совместного предприятия.

Какова цель таких видов диверсификации бизнеса? Проникновение на рынки других стран! Это довольно сложно с точки зрения управления, но дает огромные преимущества перед конкурентами.

Преимущества:

  • расширение рынков сбыта;
  • экономия производственных затрат (за счет разницы оплаты труда в разных странах);
  • экономия в логистике;
  • меньшая зависимость бизнеса от региональных политических и экономических изменений;
  • международный престиж и известность, что ускоряет поиск новых инвесторов.

Благодаря приобретению предприятий и корпоративных подразделений на новых рынках у многонациональной компании появляются новые источники дохода со значительным потенциалом прибыли.

Диверсификацию следует воспринимать как переход к новым возможностям, а не просто расширение бизнеса. Например, у человека есть ресторан. Открытие новой точки питания в другом городе – это не расширение бизнеса, а диверсификация. Если он будет доставлять заказы на дом или организует корпоративное питание, то это тоже диверсификация.

Для выбора стратегии нужно понимать цели, которые стоят перед предприятием. Возможно, имеется избыточный капитал, а вкладывать его в существующий бизнес владелец считает нецелесообразным. Тогда стоит приглядеться к новым рынкам.

Значения

Диверсифика́ция — мера разнообразия в совокупности. Чем больше разнообразие, тем больше диверсификация. Диверсификация — важная инвестиционная концепция. Она снижает рискинвестиционного портфеля, при этом чаще всего не снижая доходность.

Наибольший эффект от диверсификации достигается добавлением в инвестиционный портфель активов различных классов, отраслей, регионов таким образом, чтобы падение стоимости одного актива компенсировалось ростом другого. Это наилучший способ получения экономической выгоды от инвестиции[2].

Наряду с этим известна и «наивная диверсификация» (англ. naive diversification) — стратегия, применяя которую, инвестор просто инвестирует в ряд различных активов и надеется, что вероятность получения доходов от этого портфеля тем самым повышается. Использование этой стратегии не обязательно приводит к снижению связанных с портфелем рисков и даже может повысить эти риски.

  1. Распределение инвестируемых или ссужаемых денежных капиталов между различными объектами вложений с целью снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него. Такую диверсификацию называют диверсификацией кредитов. В области банковских операций принцип диверсификации проявляется в распределении ссудного капитала между большим числом клиентов. Иногда банковское законодательство запрещает коммерческим банкам предоставлять одной фирме кредит на сумму, превышающую 10 % собственного капитала банка. На принципе диверсификации базируется деятельность инвестиционных компаний и фондов.
  2. Расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.

Мировые тенденции диверсификации

Глобализация, мировая экономика, международное разделение труда! Все эти слова постоянно используются в теленовостях, интернете, звучат с трибун саммитов, за столом переговоров. Собственно, это и есть мировые тенденции диверсификации. Она расширяется.

США и западные страны Европы ориентируются на высокие технологии и наукоемкие производства. Страны Юго-Восточной Азии захватывают рынки потребительских товаров. Россия торгует сырьем, вооружением, зерном. Объем экспорта и импорта давно стали показателями развития экономики каждого государства.

Плюсы и минусы

Каждая экономика носит цикличный характер. Или волновой, если угодно. Рост сменяется спадом. Вчера бригада ремонтников чуть не разрывалась от количества заказов, а сегодня, условно, бывшие клиенты принялись ремонтировать квартиры и дома своими руками. Денег на наем бригады нет. А вот компании, продающие строительные материалы, чувствуют себя по-прежнему хорошо. Вывод: диверсификация нужна!

Минусов, впрочем, тоже достаточно:

  1. Повышается сложность управления многопрофильными компаниями. Нужно набирать большое количество специалистов по каждому направлению.
  2. Экономические сложности. Вспомните кризис в РФ 2014 г. Сколько небольших компаний разорилось из-за спада покупательской способности населения? Десятки тысяч! Это произошло из-за кризиса национальной экономики, вызванной политическими причинами.
  3. Политические риски. Сбербанку России, ВТБ и другим финансовым структурам пришлось свернуть свою деятельность на Украине после 2014 г. Бросив свои активы, не выполнив обязательства перед вкладчиками, им пришлось буквально бежать из этой страны. Такое тоже бывает.

Ссылки

  • Гольдштейн Г. Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1995.

Эта страница в последний раз была отредактирована 23 декабря 2019 в 18:12.

Примеры диверсификации бизнеса

В то время как для нашей экономики диверсификация является чем-то новым и неизведанным, для большинства иностранных компаний такой процесс — нечто обыденное, не требующее акцентирования особого внимания. Кроме того, без этого невозможно представить себе успешное функционирование бизнеса на протяжении многих лет.

К концу 2009 года для компании IBM начались тяжелые времена. Прибыль предприятия резко упала. Удержаться на плаву IBM помогло именно диверсифицирование бизнеса. Несмотря на то, что продажа компьютеров и электроники упала на 7 %, чистая прибыль за год выросла на 18 %. Это произошло благодаря тому, что электронный гигант расширил свое пребывание на рынке в сфере сервиса оборудования и разработки программного обеспечения.

В более глобальном масштабе на понятие можно взглянуть благодаря диверсификации экономики США. Этот процесс проявляется на протяжении последних 25 лет. Государство дошло до равномерного распределения активов между наиболее финансово выгодными отраслями. Это помогло стране сохранить позиции в списке лидирующих стран по уровню жизни и финансовому обеспечению граждан, а также добиться серьезных успехов на международных рынках.

В отечественной отрасли можно привести пример с компанией ФПГ «Нефтехимпром», которая, кроме производства сырья для промышленности в сфере изготовления автомобильных шин, занялась и производством готового продукта — это помогло владельцам создать полный цикл изготовления товаров и стать заметным конкурентом на отечественном рынке шин.

Здесь стоит назвать топовые мировые предприятия, которые занимают передовые позиции в рейтингах. Например, сеть Wal-Mart. Компания открыла 11 000 магазинов в 27 странах мира. В ней работает 2,2 млн человек.

Тайваньская компания Hon Hai Precision Industry. Имеет свои производства по всему миру, в т.ч. России, предоставляя работу более 1 млн человек. Это она производит большую часть мировой электроники: смартфоны (в т.ч. Apple), компьютерные комплектующие, микросхемы, оптические кабели, карты памяти…

Охранная фирма G4S из Великобритании. Представлена в 125 странах мира. Число сотрудников более 600 тыс. чел. В общем, компаний, успешно применивших диверсификацию самого разного рода, достаточно.

Оцените статью
Финансовый консультант