Жилищные сертификаты военнослужащих

Калькулятор

Военный сертификат на жилье: какие категории военных могут его оформить?

Хочется еще раз обратить внимание на тот факт, что право на получение государственного жилищного сертификата имеют военнослужащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве таковых.

справка об общей продолжительности военной службы (службы);

выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения – для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти;

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);

Жилищные сертификаты военнослужащих

справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) – для граждан, проживающих в таком городке (поселке);

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством РФ).

В случае включения заявителя в число граждан – участников подпрограммы (по итогам соответствующей проверки представленных им сведений) на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

Второй этап: включение военнослужащего в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Это осуществляется в соответствии с Порядком формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ граждан – получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов.

Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, военнослужащий должен в период с 1 января по 1 августа года, предшествующего планируемому, представить в воинскую часть, в которой находится его учетное дело, рапорт (заявление) о выделении сертификата в планируемом году, который подшивается в учетное дело.

Жилищная комиссия воинской части до 20 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), а для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, – в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы.

Но при этом те граждане – участники подпрограммы, кто имеет право на получение сертификата в первую очередь, включаются в списки получателей сертификатов и списки резерва лиц, ранее принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) в том же году, но не имеющих права на получение сертификата в первую очередь (наличие каких условий должно присутствовать – об этом говорилось ранее).

Списки потенциальных владельцев сертификатов проходят многочисленные длительные согласования, по ним рассчитывается объем возможного финансирования.

При получении сертификата гражданин – участник подпрограммы информируется о порядке и условиях получения субсидии по этому сертификату.

а) заявление (рапорт) по форме;

б) документы, удостоверяющие личность гражданина – участника подпрограммы и членов его семьи;

в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина – участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;

д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина – участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;

Жилищные сертификаты военнослужащих

е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством РФ);

ж) обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания. Оно подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие такого обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке.

Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему субсидии. Один экземпляр обязательства подшивается в учетное дело гражданина, другой экземпляр направляется в орган исполнительной власти, выдавший сертификат;

з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы).

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.

Факт получения сертификата гражданином – участником подпрограммы подтверждается его подписью (подписью уполномоченного им лица) в книге учета полученных и выданных сертификатов.

Участник подпрограммы, имея на руках государственный жилищный сертификат, может приобрести жилое помещение на первичном или вторичном рынке жилья на территории субъекта РФ, указанного в сертификате, у физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (индивидуальный жилой дом (часть дома), одну или несколько квартир (комнат)), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности, выбранного для постоянного проживания.

Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена семьи гражданина – участника подпрограммы, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше нормы общей площади жилого помещения, установленной органами исполнительной власти субъектов РФ для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья.

Рубрика Государственный жилищный сертификат

Приобретаемое жилое помещение оформляется в долевую собственность всех членов семьи владельца сертификата.

Имея на руках государственный жилищный сертификат, нужно знать, что приобрести жилье с использованием предоставляемой государством субсидии можно только в том субъекте РФ, который указан в данной документе. Так, например, право на приобретение жилья в Московской области не предполагает возможность приобретения его непосредственно в городе Москва.

Как известно, цель владельца сертификата состоит в приобретении жилья на территории конкретного субъекта РФ. Для этого необходимо изучить рынок недвижимости в этом регионе, уровень цен на жилые помещения, возможные варианты приобретения, оценить, не потребуется ли доплата, есть ли реальная возможность получения ипотечного кредита.

При этом нужно уложиться в срок действия сертификата.

Самое сложное в этом процессе – найти жилье необходимой площади на определенную в сертификате сумму денег.

Если повезет и уже можно определиться с вариантом приобретения жилья, нужно проверить правоустанавливающие документы на продаваемый объект недвижимости, а затем заключить договор с продавцом жилья.

Существенными условиями договора купли-продажи, оплата по которому будет производиться с использованием жилищных сертификатов, являются указание реквизитов сертификата (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший сертификат) и банковского счета, с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения (жилых помещений), приобретаемого на основании договора на жилое помещение.

Как уже было сказано ранее, приобрести можно жилье как готовое, так и на этапе строительства. Это право предусмотрено п. 53 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. То есть у военнослужащего – участника подпрограммы имеется право на приобретение имущественных прав на жилое помещение на первичном рынке недвижимости. И это право, с одной стороны, ничем в данном случае не ограничено. Но нужно обратить внимание на следующее.

Жилищные сертификаты военнослужащих

Проблема состоит в том, что существуют сроки предоставления в банк договора на жилое помещение и свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение. Эти документы должны быть предоставлены в пределах срока действия договора банковского счета.

В связи с этим покупка квартиры (или имущественных прав на нее) в строящемся доме на этапе начала строительства (когда это наиболее выгодно, так как ее стоимость существенно ниже, чем на этапе окончания строительства) практически невозможна.

Ведь продолжительность срока действия договора банковского счета и непосредственно самого жилищного сертификата составляет только 9 месяцев. А это существенно меньше срока осуществления и окончания строительства, а затем дальнейшей регистрации права собственности на квартиру в органах государственной регистрации.

Хотя теоретически купить квартиру в новостройке возможно. Допустим, речь может идти о приобретении квартиры в сдающемся или уже сданном доме на этапе окончания строительства или сдачи его в эксплуатацию. Но даже при этом необходимо знать, что с момента приемки дома и до его оформления в собственность квартир в этом доме проходит определенный срок (часто – немалый).

Понятие государственного жилищного сертификата

Формирование системы обеспечения военнослужащих жильем с применением государственных жилищных сертификатов началось с 1998 г. в рамках Федеральной целевой программы “Государственные жилищные сертификаты”. В результате серьезных изменений, внесенных в порядок выпуска и реализации указанных сертификатов, она претерпела значительное развитие и окончательно сложилась в 2003 г.

Государственный жилищный сертификат представляет собой именное свидетельство, удостоверяющее право гражданина – участника подпрограммы на получение за счет средств федерального бюджета субсидии (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения. При этом он не является ценной бумагой.

То есть указанный сертификат по своей сути представляет собой документ, подтверждающий право его владельца на получение от государства безвозмездной финансовой помощи на покупку (строительство) жилья в порядке и на условиях, определенных законодательством РФ.

Сертификат имеет ограниченный срок действия, который составляет в отношении владельца сертификата для представления его в кредитную организацию, участвующую в реализации подпрограммы, 2 месяца, в отношении банка для представления владельцем сертификата необходимых документов, подтверждающих факт приобретения жилья, 9 месяцев.

Плюсы и минусы программы

Несомненным достоинством программы выдачи военнослужащим сертификатов на улучшение жилплощади является обеспечение нуждающихся собственным жильем. Если раньше можно было годами стоять в очереди на получение квартиры, то теперь решение принимается в пределах одного года.

Жилищные сертификаты военнослужащих

Однако у программы есть и существенные ограничения.Прежде всего, многие военные не могут воспользоваться ей из-за недостаточного срока службы. Существует и ряд других факторов, из-за которых в получении льготы может быть отказано.

Кроме того, утвержденной в сертификате суммы бывает слишком мало для приобретения желаемой недвижимости. При желании военнослужащий может покрыть разницу из собственных средств, но по факту немногие могут себе позволить такие расходы, и приходится выбирать жилье из доступных вариантов. Следует помнить, что потратить субсидию можно на покупку жилья как на вторичном рынке, так и в новостройке, однако при этом новый дом не должен находиться на этапе строительства. Долго подыскивать свой вариант тоже не получится — у сертификата ограниченные сроки годности.

Еще один нюанс — растянутые сроки расчета с продавцом. Деньги переводятся бывшему хозяину квартиры уже после регистрации документов в Росреестре. Получить средства с продажи он может исключительно путем безналичной выплаты, долго идет оплата, к тому же продавцу в этом случае придется собрать и предоставить больше документов для проверки банком, что может сыграть против заключения сделки.

Участники подпрограммы

военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

сотрудники органов внутренних дел РФ, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте “в” п. 3 ст. 51 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”, и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;

сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;

граждане, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в указанных органах и принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения;

б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием субсидии, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ;

Жилищные сертификаты военнослужащих

в) члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом вдовы (вдовцы) указанных военнослужащих имеют право на получение субсидии, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;

граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение субсидии, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;

граждане, проживающие в военных городках, утративших статус закрытых военных городков после 1998 года, и вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в избранных для постоянного проживания субъектах РФ до исключения закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков.

Из числа граждан – участников подпрограммы субсидии предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ.

а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;

Жилищные сертификаты военнослужащих

б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;

в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Военнослужащие, а также лица, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, приобретают право на получение сертификата за год до увольнения с военной службы. При этом в общую продолжительность военной службы включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел РФ.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что не могут быть признаны участниками подпрограммы военнослужащие при наличии следующих факторов:

  1. если у них в собственности имеется индивидуальный жилой дом (квартира);
  2. если за ними забронировано жилое помещение (благоустроенное и соответствующее установленным нормам);
  3. если они осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получат) на эти цели субсидии от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиры за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;
  4. если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья, то есть имеется намеренное ухудшение жилищных условий.

По своей сути предоставление субсидии по государственному жилищному сертификату является финансовой поддержкой государства военнослужащих в целях приобретения ими жилого помещения.

Мнение Конституционного Суда РФ

5 апреля 2007 г. N 5-П Конституционным Судом РФ было вынесено Постановление “По делу о проверке конституционности положений п. 2 и 14 ст. 15 ФЗ “О статусе военнослужащих” и п. 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы “Государственные жилищные сертификаты” на 2004 – 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы “Жилище” на 2002 – 2010 годы (эти Правила утратили силу).

Сущность заявленной жалобы состояла в следующем.

Пункт 2 ст. 15 ФЗ “О статусе военнослужащих” ограничил обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет.

По мнению заявителей, указанные нормы законодательства противоречат Конституции РФ в части, касающейся обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года.

В результате произведенной замены льгот в натуральной форме на денежные компенсации обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в настоящее время исключительно путем выдачи органами исполнительной власти субъектов РФ государственных жилищных сертификатов. Такое регулирование не предполагает возможность выбора ими формы обеспечения жильем, освобождает органы местного самоуправления от обязанности предоставлять им жилье и возлагает эту обязанность на органы исполнительной власти субъектов РФ, не предусматривая при этом (в отличие от прежнего регулирования) трехмесячный срок выполнения соответствующих обязательств.

Один из заявителей отказался от оформления документов на получение после увольнения с военной службы государственного жилищного сертификата со ссылкой на то, что размер соответствующей денежной субсидии недостаточен для приобретения жилья по установленным социальным нормам в избранном им месте жительства.

По результатам рассмотрения жалобы п. 2 и 14 ст. 15 ФЗ “О статусе военнослужащих”, ограничивающие права уволенных в запас военнослужащих на получение квартир, признаны противоречащими Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что право на получение жилья военнослужащими, уволившимися до 1 января 2005 года, не должно ограничиваться только получением государственного жилищного сертификата, в отличие от тех, кто уволился после этой даты.

Конституционный Суд РФ сделал вывод, что согласно ФЗ “О статусе военнослужащих” приобретение жилья в собственность с помощью государственных жилищных сертификатов для граждан, вставших на учет нуждающихся в получении жилья до 1 января 2005 года, – единственная форма обеспечения жильем, если они были уволены с военной службы до 1 января 2005 года, и приоритетная форма обеспечения жильем, если они были уволены либо подлежат увольнению с военной службы после 1 января 2005 года.

Само по себе использование государственных жилищных сертификатов в качестве формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, не противоречит Конституции РФ, но только в той мере, в какой с их помощью для этих граждан обеспечивается возможность приобретения жилья в избранном месте жительства как минимум за доступную плату.

Но при этом федеральному законодателю надлежит урегулировать условия и порядок обеспечения жильем граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенных или подлежащих увольнению с военной службы.

Как получить?

Чтобы получить сертификат, нужно собрать необходимые документы и подать их в соответствующую инстанцию.

Кто и где выдает?

Получение сертификата на покупку жилья производится по месту прохождения военной службы. Это может быть воинская часть или же соответствующий орган исполнительной власти.

На первом этапе необходимо явиться с рапортом в жилищную комиссию, где военнослужащий числится как нуждающийся в жилом помещении.После регистрации документы попадают в очередь на проверку, по итогам которой принимается решение о выдаче сертификата на квартиру.Получать ГЖС нужно будет в квартирно-эксплуатационной части того подразделения, где контрактник проходит военную службу. Нередко личное официальное вручение происходит на торжественных мероприятиях.

Рапорт для жилищной комиссии составляется согласно установленному образцу. В нем указывается местонахождение приобретаемой недвижимости. Для отставных военных оно ограничено регионом получения сертификата, а прочие военнослужащие имеют право выбора будущего места жительства.

К заявлению следует приложить целый пакет документов:

  • выписку о сроке службы;
  • военный билет;
  • документы, утверждающие личность всех членов семьи военнослужащего;
  • выписки из домовой книги и финансово-лицевого счета, подтверждающие текущие условия проживания;
  • документ о постановке на жилищный учет;
  • справку из приказа на увольнение (если сертификат выдается после увольнения);
  • согласие на то, что после получения ГЖС военнослужащий снимется с учета по улучшению жилищных условий.

Важно подготовить оригиналы или нотариально удостоверенные копии всей необходимой документации. Неполный пакет бумаг или ошибки в их оформлении могут стать основанием для отказа.

Подавать рапорт на получение сертификата в следующем году следует с 1 января по 1 июля текущего года. Оставшиеся полгода происходит проверка заявок и формирование бюджета под выдачу государственной помощи служащим в вооруженных силах России.

При расчете номинала ГЖС учитываются различные факторы:

  1. Состав семьи военнослужащего.
  2. Средняя цена на недвижимость в регионе.

В зависимости от количества проживающих рассчитывается метраж будущей квартиры:

  • если служащий планирует проживать в квартире в одиночку, то для калькуляции финальной суммы норма площади составит 33 м²;
  • если в семье два человека, то общий метраж будет равен 42 м²;
  • в остальных случаях на каждого члена семьи при расчете закладывается 18 м².

При оценке среднерыночной стоимости жилья в регионе используются данные по всем видам жилого имущества, представленного на рынке. Как итог — заниженный показатель цены на 1 м².

Соответственно окончательная сумма субсидии вычисляется путем умножения метража на стоимость единицы площади. Также могут применяться поправочные коэффициенты в зависимости от выслуги лет либо других условий несения службы.

Собственность будет оформляться на всех членов семьи, учтенных при калькуляции размера государственной помощи.

Когда военный жилищный сертификат получен, нужно незамедлительно приступать к активным действиям. У этой ценной бумаги жесткие сроки реализации, поэтому важно все этапы поиска жилья и оформления сделки осуществить вовремя, чтобы не потерять предоставленную государством возможность улучшения условий проживания.

Порядок действий по покупке квартиры с использованием ГЖС будет следующим:

  1. В течение двух месяцев необходимо открыть временный счет в банке, на который поступят денежные средства в размере суммы, указанной в сертификате на жилье военнослужащим.
  2. После этого можно приступать к подбору вариантов. На этот этап отводится от 6 до 9 месяцев.
  3. Когда жилье найдено, происходит заключение договора купли-продажи квартиры.
  4. После совершения сделки документы уходят на прохождение регистрации в Росреестре.
  5. Последний этап — представление прошедшего регистрацию договора купли-продажи в банк, в котором хранятся заблокированные до востребования государственные деньги на оплату квартиры. В течение 10 дней кредитная организация проверяет все бумаги и переводит необходимую сумму продавцу. Подписывается акт приема-передачи жилья, и все — можно заезжать в новую квартиру.

Искать жилье для покупки по программе госпомощи можно как самостоятельно, так и с помощью агента по недвижимости. Когда квартира выбрана и все договоренности с продавцом достигнуты, заключается сделка и подписывается договор.

По своей форме договор купли-продажи с использованием субсидии ничем не отличается от стандартного, важно только четко прописать в нем порядок взаиморасчетов. Это значит, что в тексте необходимо указать проведение оплаты за счет средств федерального бюджета (по военному жилищному сертификату). Если покупатель доплачивает остаток из собственных либо заемных средств, это также нужно прописать в договоре.

Причины отказа в выдаче сертификата

Отказать в предоставлении субсидии военнослужащему могут по различным причинам:

  • если неверно оформлены документы либо предоставлен неполный пакет;
  • если в документах искажены данные;
  • если ранее контрактник или один из членов его семьи уже получал квартиру за счет государственных средств;
  • если у военнослужащего или его семьи имеется собственная жилплощадь, соответствующая нормативам;
  • если выслуги лет недостаточно для получения льготы.

Покупка квартиры по военному сертификату и военной ипотеке

Так как обналичивание денежных средств с ГЖС недопустимо, то сделка купли-продажи квартиры возможна лишь по безналичному расчету. В течение 10 дней со дня оформления собственности в Росреестре банк, где контрактник открывал счет для начисления субсидии, переводит сумму продавцу. Если стоимость недвижимости оказалась меньше размера государственной помощи, то невостребованный остаток возвращается в бюджет. В том случае, когда цена новой квартиры выше прописанной в сертификате суммы, военный доплачивает разницу из собственных средств.

Военная ипотека — еще один способ решения квартирного вопроса, доступный военнослужащим в рамках программ государственной помощи. Получение ипотеки контрактниками регулируется Федеральным законом №117. В нем предусмотрена возможность оплаты новоприобретенной квартиры за государственный счет путем ежемесячных переводов средств из федеральной казны.

Требования к контрактникам, желающим стать участниками НИС (накопительно-ипотечной системы), таковы:

  1. несение регулярной службы;
  2. возраст не менее 21 года;
  3. выслуга не менее трех лет.

Основным требованием является заключенный контракт о прохождении службы.В случае увольнения поступления на накопительный счет прекращаются. При недостаточной выслуге лет придется вернуть государству то, что уже уплачено за квартиру. Не нужно компенсировать субсидию лишь тем военным, чей стаж на момент увольнения составляет более 20 лет.

Суть программы

Когда военнослужащий вступает в накопительно-ипотечную программу, в ФГКУ «Росвоенипотека» на него заводится именной счет, на который начинают поступать ежемесячные платежи. Когда накопится достаточная сумма, ее можно направить на внесение первоначального взноса за квартиру.

Как и в случае предоставления сертификата для военных, окончательная сумма субсидии по ипотеке вычисляется из расчета нормативов жилплощади на каждого представителя семьи и средней стоимости недвижимости в регионе. При этом военнослужащий может добавлять собственные средства, чтобы позволить себе более дорогую квартиру.

Срок ипотечного кредитования ограничен возрастом — дата заключительного платежа должна быть не позднее достижения военным 45 лет.

В военной ипотеке возможно использование материнского капитала или капитала за двойню — в том случае, если у военнослужащего недавно родился ребенок. Тогда собственность на квартиру будет оформлена не только на самого контрактника, но и на супруга либо супругу и на каждого ребенка. Для перечисления маткапитала в счет погашения ипотеки нужно будет предоставить дополнительный пакет документов, подтверждающих право на эту субсидию.

Несомненный плюс программы для многих контрактников состоит в том, что размеры выплат не зависят от ранга и величины дохода самого служащего. Кроме того, разрешается подобрать себе жилье в любом регионе России без привязки к месту, где проходит воинская служба. Это может быть как готовая квартира, так и частный дом либо новостройка на этапе строительства.

Прежде всего, военнослужащий должен записаться в накопительно-ипотечную систему, подав рапорт по месту нахождения своей воинской части. Спустя 3 года рапорт нужно подать снова — уже на получение Свидетельства о праве на получение целевого жилищного займа (ЦЖЗ). Еще через 2-3 месяца документ выдадут счастливому обладателю, и с ним можно будет оформить ипотечный кредит для покупки квартиры. На поиски недвижимости отводится полгода.

Когда будущая квартира выбрана, заключается договор между военным, банком и ФГКУ «Росвоенипотека», которое производит погашение платежей со стороны государства. Кроме того, с банком подписывается кредитный договор, а с продавцом — договор купли-продажи.

У ГЖС и ипотеки для проходящих службу в вооруженных силах есть как плюсы, так и минусы. Главное — выбрать наиболее удобный для себя вариант.

Так, ипотека для военных представляет собой погашение государством ежемесячных платежей по кредиту на жилье, тогда как сертификат содержит в себе единоразовую сумму на оплату квартиры.

При этом важно учесть, что сертификат на жилье служащим и отставникам реализуется безвозмездно, хоть и предъявляет гораздо более жесткие требования к кандидатам. А платежи по ипотеке компенсируются за счет государственной программы, только пока контрактник состоит на службе. Если же он уволится, то будет вынужден взять дальнейшую оплату кредита на себя, а заодно и вернуть государству уже уплаченные за него средства. Кроме того, посредством сертификата нельзя оплатить жилье в строящемся доме.

Что касается ипотеки для контрактников, позволить ее себе может большее количество военнослужащих, но в случае увольнения со службы придется не только погашать все оставшиеся платежи по кредиту, но и возвращать в бюджет уже внесенные государством средства.Несмотря на кажущуюся сложность, оба варианта — это шанс не снимать квартиру, а приобрести: на покупку и на приобретение жилья в ипотеку большинству военнослужащих положена субсидия.

Сроки действия документа

Жилищный сертификат для контрактников действителен в пределах полугода с момента вручения. Можно увеличить сроки поиска и покупки новой квартиры до 9 месяцев, если обратиться в кредитную организацию, участвующую в программе обеспечения военнослужащих жильем.Счет в банке для перевода субсидии необходимо завести в первые 60 дней после выдачи ГЖС. Если пройдет больше двух месяцев с момента получения сертификата, банк его не возьмет.

Процесс обналички и его нюансы

Обналичивать государственные средства, выделяемые военным на приобретение жилья, нельзя. Исключение составляют накопительные взносы по военной ипотеке в нескольких случаях:

  • когда военный прослужил более 20 лет;
  • когда срок военной службы составил более 10 лет, при этом контрактник уволен по причине признания не годным либо достижения предельного возраста;
  • когда военнослужащий уволен по медицинским показаниям;
  • когда погибший либо пропавший без вести участник накопительно-ипотечной системы исключается из рядов военнослужащих.

Чтобы получить свои накопления наличными средствами, необходимо подать рапорт с указанием оснований для обналички, после чего обратиться в банк с документами и получить расчет.

Сертификат на квартиру обналичивания денежных средств не допускает — потратить его можно исключительно на оплату жилья.

Оцените статью
Финансовый консультант