Комиссионные сборы в банках

Справка

Что представляет собой комиссия

Оформляя кредит, клиент не подозревает о том, что помимо внесения обязательных ежемесячных взносов, он должен уплатить банку комиссионные сборы. Они взимаются в следующих случаях:

  • открытие и обслуживание кредитного счёта;
  • досрочный возврат займа;
  • передача заёмных средств человеку;
  • другие случаи, указанные в договоре, заключённом с финансовой организацией.

До 2009 года подобная политика позволяла руководству финансовой компании компенсировать пониженный размер процентных ставок по потребительским и другим видам займов. В 2009 г. было вынесено постановление о взыскании дополнительных сборов с клиента незаконным.

Заявку подавали? Извольте заплатить

Одной из наиболее спорных комиссий можно назвать ту, которую банк требует еще до того как кредит одобрен и выдан. Ранее этот побор назывался платой за рассмотрение заявки, сегодня из-за многочисленных судовых решений не в пользу банков, его переименовали (правда не все, некоторые кредиторы оставили все как есть).

Заемщики возмущаются, так как оплата этого сбора не является гарантией одобрения займа, а банки аргументируют эту комиссию операционными расходами, которые они понесли в процессе проверки заемщика. В какой-то степени с этим можно согласится – но только если речь идет о займах крупных размеров. Тогда проводится тщательная проверка всех собранных заемщиком документов, свою лепту вносит и

. В целом вся процедура может занимать от двух недель, при этом тратятся канцтовары, рабочее время сотрудников и пр. Вот только как относится к такой комиссии, если на принятие решения банку потребуется ровно один день, да и из документов вы предъявляли лишь паспорт и, допустим, ИНН?

Еще один «интересный» побор банк взимает непосредственно при выдаче займа – за сам факт этой выдачи. Присутствует это сбор чаще всего при «наличном» кредитовании, однако это не значит, что получив, допустим, ипотечный кредит, вам не придется заплатить банку дополнительно. Основная проблема в том, что комиссия эта выражается в процентном соотношении к сумме выданного кредита – чем он больше, тем больше сбор.

Что по этому поводу говорит закон

В 2009 г. Верховным арбитражным судом было вынесено постановление о признание незаконным требования об уплате клиентом различных комиссий. Как показывает судебная практика, почти 100% рассматриваемых дел решаются в пользу заёмщика. Случаи, в которых взимается комиссия, включены в прямые обязанности финансовой организации, поэтому она не имеет права взыскивать дополнительную плату за их выполнение с клиента.

В соответствии со статьёй 819 ГК РФ, банк предоставляет клиенту займ на определённый период. Последний обязан его вернуть с учётом начисленных за использование займа процентов. Иные сборы с заёмщика Законодательство признаёт незаконными. Уплата дополнительных сборов предполагает оказание банком услуг, в которых клиент не нуждается. Дополнительные сборы взимаются за не полученные заёмщиком услуги в Сбербанке и других кредитных организациях.

Размер комиссионного сбора

Многие клиенты считают действия обслуживающего банка неправомерными в вопросе взимания комиссии при снятии наличных с карты Сбербанка. Но оценим ситуацию с другой стороны: чтобы обеспечить банковское учреждение наличностью, необходимо прикладывать не только физические затраты обслуживающего персонала, но и материальные. Процент при снятии наличных взимается для погашения таких статей расходов:

  • покупка наличности на межбанковском рынке;
  • расходы на инкассаторские услуги;
  • арендные платежи за места банковского оборудования;
  • оплата электроэнергии, расходных материалов и выплата заработной платы обслуживающему персоналу банковского учреждения.

Карты Сбербанка

Не стоит забывать о суточных лимитах по снятию наличности, превышение которых приведет к необходимости оплатить 0,5% от расходной операции.

Что касается размера комиссии за снятие наличных в Сбербанке с его кредитных карт – здесь комиссионный сбор равен 3% от размера снятия, но не менее 199 рублей.

Независимо от страны и банка-эмитента, пластик можно обналичивать в любом банкомате и банковской кассе, — в этом и есть главное преимущество электронного банковского кошелька. Но, как вы понимаете, за удобство необходимо платить, и для того, чтобы обналичить свою БПК (Visa, MasterCard, Maestro, Vasi Electron) через операционного работника в Сбербанке, вам необходимо будет отдать финансово-кредитному учреждению, в котором осуществляется расходная операция, комиссионный сбор в размере 4% от ее суммы. Данная цифра включается в расходную авторизационную сумму операции.

При выдаче средств через банкомат с карт Visa, MasterCard, Maestro, Vasi Electron,Plus, American Express Сбербанк России комиссию не взимает.

Сбербанк — один из крупнейших банков РФ, он имеет свои представительства и «дочек» далеко за пределами необъятной России. Дочерние финучреждения представлены в Казахстане, в Украине и в Беларуси, но вот возникает вопрос, а что насчет Крыма? Клиенты могут беспрепятственно обслуживаться в любой из представленных стран и в случае обналичивания БПК в сети банкоматов не оплачивать дополнительных комиссий, а если возникла необходимость снять денежные средства в отделении банковского учреждения, сбор составит 1% от суммы операции.

Если вы пожелаете ознакомиться подробней с условиями обслуживания, информацию вы можете отыскать на сайте Сбербанка в разделе Условия и тарифы банковских карт — Расчетно-кассовое обслуживание, а также по телефону горячей линии 8 800 555-55-50.

Впрочем, когда сумма побора озвучивается – пусть даже и в процессе оформления займа, когда «отступать» уже некуда, это еще полбеды. Куда хуже, если вы подписали соглашение, в котором заранее соглашаетесь нести любые (!) финансовые траты, размеры которых оговариваются какими-то мифическими банковскими тарифами.

Мифическими – потому, что обычно эти самые тарифы не являются частью соглашения, равно как и его приложением. Они вывешены где-нибудь на стенде, в уголке банковского отделения. Более того, тарифы эти могут меняться, а вас об этом могут «забыть» уведомить. Другими словами, у вас уже увеличился платеж по кредиту, а вы платите еще по-старому.

Подавать ходатайство о возврате излишне удержанных средств клиент имеет право сразу же после совершения первого взноса. Составить претензию к возврату денег можно и после полного погашения задолженности. Заёмщик должен помнить о том, что срок давности по такой категории дел составляет три года с момента закрытия кредитного договора. Если прошло 5 лет, то вернуть комиссию в ВТБ или другом банке не представляется возможным.

В договоре кредитования может находиться пункт о том, что клиент согласен на непредвиденное изменение расходов, связанных с банковским обслуживанием. Всё это свидетельствует о наличии скрытых комиссионных сборов в банке. Если срок исковой давности приближается к окончанию, то клиенту лучше всего обращаться в суд и подавать заявление о возврате уплаченной комиссии.

В этом случае лучше всего пропустить предшествующие этапы:

  1. Порядок возврата незаконных комиссионных сборов.
  2. Куда обратиться для возврата незаконно удержанных банком средств.

Процедура возврата комиссионного сбора состоит из нескольких этапов:

  • обращение в банк;
  • визит в Роспотребнадзор;
  • обращение в мировой суд по месту жительства истца.

Заёмщик может выполнить данную процедуру самостоятельно. Для этого ему не потребуется помощь юриста.

Как открыть счет в банке: Видео

Начинать процедуру возврата комиссии по кредиту лучше всего с обращения в банк. Необходимо составить претензию в двух экземплярах. Один остаётся у клиента с пометкой сотрудника кредитного учреждения о принятии претензии. В заявлении отражается требование человека о возврате уплаченных им комиссионных сборов во время уплаты кредита.

В тексте заявления обязательно должна содержаться ссылка на соответствующее постановление Арбитражного суда о незаконности удержания с заёмщика дополнительных сумм за обслуживание кредита. Поданный документ рассматривается сотрудниками кредитной компании в течение десяти суток с его подачи. В тексте заявления должна быть указана информация о клиенте. Отправлять его необходимо в главный офис банка заказным письмом с уведомлением о получении.

Обращение в суд

Снятие наличных в Сбербанке

Чаще всего, банк отказывает в возмещении денег, выплаченных человеком. В это случае необходимо подать ходатайство в Роспотребнадзор. Его филиалы имеются во всех городах России, независимо от их численности. Представители организации сами составят претензию и наложат штраф на нерадивого кредитора. Услуги представителей Роспотребнадзора совершенно бесплатны.

Завершающим этапом является написание искового заявления в суд о принудительном взыскании выплаченных комиссий с кредитора. Его текст должен содержать ту же информацию, что и претензия, направленная ранее в банк. Положительным моментом от обращения в суд считается то, что клиент может рассчитывать на возмещение материального вреда.

Все расходы, связанные с оплатой пошлин, ложатся на плечи заёмщика. В случае принятия положительного решения судом эти расходы будут возмещены ему представителями кредитора. Единственные затраты, которые не будут возвращены истцу – это расходы, связанные с оплатой услуг юриста или адвоката, представлявшего его интересы во время судебного заседания.

Что будет с заёмщиком

Если клиент банка начал процедуру взыскания с кредитора комиссии до момента окончания срока действия договора кредитования, то последний может потребовать досрочного возврата всей суммы задолженности. Если заёмщик своевременно вносит ежемесячные платежи и не допускает просрочек по кредиту, то он может оспорить данное требование через суд.

В случае удовлетворения исковых требований заёмщика о возврате уплаченной комиссии заёмщик может рассчитывать на возмещение морального вреда. Требование о компенсации необходимо заявить в исковых требованиях. Возмещается истцу и госпошлина, уплаченная за рассмотрение дела. Возврат комиссии, уплаченной кредитору, является достаточно простой процедурой.

Оцените статью
Финансовый консультант