Комплаенс риски что это простыми словами

Справка

Правовые основания Антикоррупционного Комплаенса?

Регулятивная среда представляет собой совокупность взаимодействующих нормативных и ненормативных регуляторов в сфере борьбы с коррупцией, со взяточничеством и противодействия отмыванию денежных средств полученных незаконным путем.

Три основные блока нормативных актов:

  1. Иностранное законодательство (имеющее экстерриториальный характер).
  2. Международное законодательство (конвенции, которые ратифицированы Россией).
  3. Законодательство России, включая законы и подзаконные нормативные акты.

Каковы обязанности по антикоррупционном комплаенс?

В связи с экстерриториальным (трансграничным) характером законодательных актов в сфере комплаенс, противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ)

Примеры иностранного законодательства:

  • Закон США «О противодействии коррупции за рубежом» (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA, 1977).
  • Закон США о налогообложении иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act – FATCA), вступивший в силу с 1 января 2013.
  • Закон Великобритании о взятках (UK Bribery Act).
  1. При нахождении граждан России за пределами страны при совершении незаконных действий коррупционного характера (т.е. противоречащих нормам комплаенс).
  2. В отношении лиц, формально находящихся вне сферы действия законодательства Великобритании и США, но в связи с использованием услуг почты США и Великобритании или иных средств ведения международной торговли, а также системы проведения платежей, счетов, открытых в американских и английских банках, странах Евросоюза в качестве инструмента совершения незаконных действий.
  3. В отношении должностных лиц организаций, подпадающих с точки зрения иностранного законодательства под санкции комплаенс норм.
  • Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
  • Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;
  • «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (КоАП);
  • Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;
  • Указ Президента РФ от 13.03.2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012–2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»;
  • и другие нормативные акты.

В России отсутствует закон о комплаенс. Элементы комплаенса содержатся в различных регулятивных нормах российского законодательства. Слово «комплаенс» упоминается в «Положении об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», (утв. Банком России 16.12.2003 № 242-П).

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Статья 13.3. Предусматривает обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции. В статье содержится минимальный перечень обязанностей, которые должна выполнить каждая организация.

Такая обязанность распространяется на организации Российской Федерации любой организационно-правовой формы и формы собственности – и с государственным участием, и частные организации и общества (предприятия и учреждения), и некоммерческие и др.

Комплаенс-контроль

Понятие комплаенс-риска применительно к банковской сфере в российском законодательстве определено в Положении Банка России 242-П. Под комплаенс-риском понимается риск возникновения у кредитной организации убытков из-за несоблюдения законодательства Российской Федерации, внутренних документов кредитной организации, стандартов саморегулируемых организаций (если такие стандарты или правила являются обязательными для кредитной организации), а также в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов. Данный риск также назван регуляторным риском.

В соответствии с данным Положением в кредитных организациях вводится служба внутреннего контроля, выполняющая следующие функции (по существу функции комплаенс-контроля):

  • выявление регуляторного риска
  • учёт событий регуляторного риска, количественная оценка вероятности возникновения и возможных последствий регуляторного риска
  • мониторинг регуляторного риска, включая анализ новых банковских продуктов и методов их реализации на предмет регуляторного риска
  • координация и участие в разработке мер по снижению уровня регуляторного риска, разработка и доведение до органов управления и руководителей структурных подразделений рекомендаций по управлению регуляторным риском
  • мониторинг эффективности управления регуляторным риском
  • участие в разработке внутренних документов по управлению регуляторным риском
  • выявление конфликта интересов в деятельности организации и её служащих
  • анализ показателей динамики жалоб (обращений, заявлений) клиентов и анализ соблюдения кредитной организацией прав клиентов
  • анализ экономической целесообразности аутсорсинга услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих осуществление кредитной организацией банковских операций
  • участие в разработке внутренних документов, направленных на противодействие коммерческому подкупу и коррупции
  • участие в разработке внутренних документов и организации мероприятий, направленных на соблюдение правил корпоративного поведения, норм профессиональной этики
  • участие в рамках своей компетенции во взаимодействии кредитной организации с надзорными органами, саморегулируемыми организациями, ассоциациями и участниками финансовых рынков
  • иные функции, связанные с регуляторным риском, предусмотренные внутренними документами организации.

Базельский комитет по банковскому надзору в апреле 2005 года издал документ «Комплаенс и кокомплаенс-функция в банках». Содержание документа на русском языке отражено в письме Банка России от 2.11.2007 № 173-Т.

1) Ответственность совета директоров за общий контроль в управлении комплаенс-рисками. Совет директоров должен утвердить политику банка по комплаенсу, документ, на основании которого создаётся постоянная и эффективная комплаенс-функция, и не реже одного раза в год оценивать эффективность управления в данной сфере.

2), 3), 4) Ответственность исполнительных органов за эффективное управление комплаенс-риском, в том числе принятие и доведение до служащих банка политики по комплаенсу, обеспечение её соблюдения и отчётность перед советом директоров по управлению комплаенс-риском, создание постоянной и эффективной комплаенс-функции как части реализации политики банка по комплаенсу.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

5) Независимость комплаенс-функции, подразумевающая наличие официального статуса в организации; наличие руководителя комплаенса с общей ответственностью за координацию управления комплаенс-риском; исключение возможности конфликта интересов персонала между их обязанностями по управлению комплаенс-рисками и иными возложенными на них обязанностями;

наличие необходимого доступа к информации для исполнения персоналом своих обязанностей. Статус руководителя комплаенса должен быть достаточно высоким, он должен быть либо членом исполнительных органов или подчинятся единоличному исполнительному органу или члену правления, не связанному с управлением бизнес-подразделениями.

6) Наличие ресурсов для эффективного исполнения обязанностей в сфере комплаенса.

7) Обязанности комплаенс-функции заключаются в содействии исполнительным органам в эффективном управлении комплаенс-рисками.

  • Консультации (исполнительных органов о законах, правилах и стандартах и информирование о последних изменениях в этой сфере);
  • Инструктаж и обучение (содействие в обучении персонала по вопросам комплаенса);
  • Выявление, оценка и анализ комплаенс-риска (в упреждающем порядке выявление, документирование и анализ комплаенс-рисков, включая разработку новых продуктов и бизнес-процедур, новых видов отношений);
  • Контроль, проверка, отчетность (руководитель регулярно должен отчитываться перед исполнительными органами);
  • Установленные законом обязанности и взаимодействие;
  • Комплаенс-программа.

8) Взаимодействие с внутренним аудитом. Предмет и масштаб деятельности комплаенс-функции должны регулярно проверяться службой внутреннего аудита. Комплаенс-функция и служба внутреннего аудита должны быть независимы друг от друга, чтобы гарантировать независимость проверки деятельности комплаенс-функции.

9) Международные вопросы.

10) Аутсорсинг. Аутсорсинг отдельных задач комплаенс-функции допустим, но они должны быть под соответствующим контролем со стороны руководителя комплаенс-функции. Управление комплаенс-рисками должно считаться одним из основных направлений управления рисками в организации.

Необходимые внутренние документы

Как правило, главным документом является Кодекс корпоративного поведения (англ. Code of conduct), регламентирующий нормы поведения сотрудников организации при взаимодействии с клиентами, другими сотрудниками, контрагентами, поставщиками, надзорными органами и прочими третьими лицами, с которыми сталкивается тот или иной сотрудник в процессе исполнения своих профессиональных обязанностей, и распространяется на такие системы принципы бизнеса как целостность бизнеса, активы компании и пр.

Помимо Кодекса корпоративного поведения в организации могут быть разработаны/разрабатываются такие документы как:

  • Кодекс корпоративной этики (Code of Ethics)
  • Политика принятия и дарения подарков (Gift policy)
  • Политика сообщения о нарушениях (Whistleblowing policy)
  • Политика о взяточничестве и коррупции (Financial Crime / Fraud Prevention)
  • Политика по противодействию легализации («отмыванию») доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (Fight against Money Laundering and Terrorist Financing)
  • Политика о конфиденциальности данных
  • Политика о конфликте интересов (Политика «китайских стен») (Chinese Walls)
  • Политика по использованию и контролю инсайдерской информации
  • Политика контроля операций работников с ценными бумагами

В медицине комплаенс имеет два значения:

  1. в общем случае это добровольное следование пациентом предписанному ему режиму лечения, синоним — «Приверженность лечению». По данным большинства исследователей, при долгосрочной терапии обычно не превышает 50 %, то есть не более половины пациентов лечатся так, как им предписано врачом.
  2. в пульмонологии — показатель растяжимости легочной ткани, определяющий способность лёгких расширяться при дыхательных движениях грудной клетки.

В электронике (в частности, в контрольно-измерительном оборудовании) комплаенс — параметр ограничения источника напряжения или тока, противоположный параметру стабилизации этого источника. Например, в случае с источником тока, комплаенсом будет максимальное напряжение на его выходе, которое можно ограничить с целью предотвращения повреждений в подключенной нагрузке.

Ссылки

  1. Образовательный ресурс «Бизнес по правилам: комплаенс-практика, этика в бизнесе, управление рисками».
  2. Белых Д. Г. Четвертая Антиотмывочная Директива (ЕU) 2015/849 и её предшественница — перевод с комментариями

Эта страница в последний раз была отредактирована 8 ноября 2019 в 13:33.

Что дает антикоррупционный комплаенс бизнесу?

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Результатами эффективной работы корпоративной комплаенс-системы в компаниях является:

  • отлаженная система обнаружения и предотвращения явлений мошенничества, коррупции и другого рода угроз бизнесу;
  • предотвращение и минимизация финансовых потерь, банкротства и санкций применительно к компаниям со стороны российских и зарубежных регуляторов;
  • заблаговременный мониторинг, распознавание и предупреждение рисков несоблюдения требований регуляторов;
  • повышение эффективности деятельности компаний и увеличение их конкурентоспособности и стоимости;
  • сохранение и развитие деловой репутации компаний как в России, так и за рубежом.
Оцените статью
Финансовый консультант