Налоговые льготы: кому положены и как получить, необходимые документы, правила получения

Справка

Льготы по налогу на имущество физических лиц

По законодательству налоговые преференции можно разделить на несколько групп:

  • для физических лиц;
  • для организаций и предприятий;
  • социального характера;
  • экономического значения;
  • направленные на стимулирование экспорта.

Объектом налогообложения физических лиц принято считать доходы, коими являются заработная плата, дивиденды, подарки и пр., и имущество как движимое, так и недвижимое. Налогоплательщиками, имеющими право на получение льгот по налогам для физических лиц в 2018 году, признаются:

  • Граждане РФ вне зависимости от возраста, которые находятся на территории страны не менее 183 дней на протяжении 12 месяцев.
  • Нерезиденты – иностранцы, которые ведут свою деятельность на территории России.

Налогоплательщики могут быть освобождены от взимания определенных налоговых сборов полностью либо оплачивать их не полностью. Для получения оговоренных законодательно льгот по налогам для физических лиц в 2018 году необходимо документальное подтверждение того, что человек действительно относится к той категории, которая обладает теми или иными преференциями.

Решение вопроса о предоставлении привилегии определенным категориям граждан относится исключительно к местным властям. С 2015 исчисление величины взноса в некоторых субъектах РФ происходит на основании кадастровой стоимость объекта, причем до 2018 планируется перейти на такую методику повсеместно. Согласно данной системе предусмотрен определенный налоговый вычет в зависимости от площади помещения.

  • комнаты – исходя из стоимости 10 кв. м;
  • квартиры – 20 кв. м.;
  • дома – 50 кв. м.

Согласно НК РФ определенные категории граждан имеют право не уплачивать имущественный налог. К ним относятся:

  • пенсионеры;
  • инвалиды с детства и нетрудоспособные граждане с 1 или 2 степенью инвалидности;
  • Герои СССР и России;
  • участники и ветераны боевых действий;
  • лица, пострадавшие от радиоактивного излучения;
  • военные, отдавшие службе в органах Министерства обороны более 20 лет;
  • сотрудники органов УИС;
  • родители, вдовы и вдовцы военнообязанных, погибших во время выполнения служебных обязанностей;
  • люди, которые имеют постройки, использующиеся для ведения подсобного хозяйства (дачи), если их площадь не превышает 50 кв. м.;
  • граждане, занимающиеся творческим трудом, если помещения необходимы для работы.

Распространяются льготы по имущественному налогу на физических лиц в 2018 году при условии, что в собственности находится лишь один однотипный объект недвижимости. Другим важным условием является то, что он должен находится в собственности человека, имеющего право на предоставление преференции. Само же имущество не используется для ведения предпринимательской деятельности. К объектам льготного налогообложения относят:

  • комната в жилом помещении;
  • квартира;
  • отдельно стоящий дом;
  • сооружения/помещения, использование которых предназначено для ведения творческих видов деятельности;
  • хозяйственные постройки, дачные домики и подобного типа строения, если их площадь не превышает 50 кв. м.

Граждане, которые официально трудоустроены и у которых из заработной платы вычитается НДФЛ по ставке 13%, имеют право получить вычет, если определенное законодательством обстоятельство соответствует их социальному статусу или занимаемой должности. Выделяют 4 группы вычетов:

  • стандартные;
  • имущественные;
  • профессиональные;
  • социальные.

Физлица, которые работают неофициально и не платят НДФЛ, претендовать на такую привилегию не могут. Пенсионеры, которые, выйдя на заслуженный отдых, прекратили трудовую деятельность, имеют право получить лишь имущественный вычет с возможностью перенесения остатка по нему на три года, предшествующие дате обращения. Если же они продолжают работать, то вправе претендовать на все виды вычетов.

Льготы по налогам для физических лиц в 2018 году полагаются гражданам, воспитывающим детей до 18 лет. Это относится к налоговому вычету (с алиментов НВ не предоставляется). Если же ребенок получает образование по очной форме, возраст предоставления послабления увеличивается до 24 лет. Претендовать на привилегию могут не только кровные родители, но и усыновители, попечители, при условии, что ребенок находится на их полном содержании. Необлагаемая сумма зависит от нескольких обстоятельств и равна

  • 1 400 р. – за первого и второго ребенка;
  • 3 000 р. – за третьего и последующих детей;
  • 12 000 р. – за родного или усыновленного ребенка-инвалида;
  • 6 000 р. – за ребенка-инвалида, если он находится на попечении.

Расходы на обучение

При платном обучении гражданам предоставляется преференция в виде возврата части уплаченных средств. Документы на возврат подаются в тот же год, когда была произведена оплата и пройдено обучение в образовательном заведении. Если учеба носит долговременный характер, а оплата вносится ежегодно, документы на возврат подаются после каждого денежного взноса.

  • себя;
  • супруга/супругу;
  • детей;
  • братьев/сестер.

Возврат за лечение

Одним из видов социального вычета является возврат денежных средств, потраченных на лечение, операции либо приобретение лекарственных средств. Максимум, на что можно рассчитывать в 2018, составляет 15 600 р. Для получения части затраченных средств необходимо, чтобы:

  • Оказанные медуслуги или лекарственные средства числились в списке, утвержденном согласно Постановлению № 201 от 19.03.2001 г.
  • Оплата была произведена за себя лично либо близких родственников (дети, родители, супруги).
  • Лечение происходило в лицензированном медицинском учреждении.

Льготы при покупке жилья (в том числе и долевого) предусмотрены, если гражданин официально трудоустроен и из его заработка происходят отчисления НДФЛ. Подавать декларации о доходах в Государственную налоговую инспекцию вы вправе только за текущий или максимум за три предыдущих года. Получить вычет можно за:

  • Строительство собственного дома.
  • Покупку дома, квартиры, комнаты.
  • Ремонтные работы, при условии, что сохранены все чеки.

Для расчета суммы денежных средств, которые подлежат возврату, важным условием считается дата приобретения собственных квадратных метров. Если жилье было куплено или построено до 1.01.2014, то вычет предоставляется один раз в размере 13% от стоимости жилья. После этой даты величина вычета установлена на отметке 260 000 р. Это означает, что ежегодно человек может возвращать уплаченный им НДФЛ, пока не исчерпает положенную сумму.

Льготы по налогам для физических лиц в 2018 году предусмотрены, если жилищный вопрос решался с привлечением заемных средств. Получить вычет по процентам, уплаченным за ипотечную ссуду, можно, если деньги были направлены на улучшение жилищных условий. Максимальная сумма рассчитывается исходя из 3 млн р.

Воспользоваться привилегией могут резиденты РФ, которые:

  • Устроены официально.
  • Уплачивают ежемесячно НДФЛ в размере 13%.

Получить вычет при продаже квартиры разрешается с каждого проданного объекта недвижимости, но не чаще 1 раза в год. Воспользоваться прерогативой могут лишь те лица, которые работают и выплачивают НДФЛ в размере 13%. Сумма возврата зависит от количества времени, на протяжении которого квартира находилась у человека в собственности. Отсчет ведется от момента оформления ее в собственность – получения свидетельства о регистрации права на жилье:

  • Если жилье находилось в собственности менее 3 лет, максимум, на что может претендовать ее владелец при продаже – вычет с 1 млн р. Со всей оставшейся суммы придется уплатить НДФЛ.
  • Если же человек владел собственностью более 3 лет и продал ее – уплачивать взносы в ФНС не придется.

Плательщики налога

^К началу страницы

Плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Не признаются налогоплательщиками физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

^К началу страницы

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Нормативно-правовая база

^К началу страницы

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте
Росреестра в сети Интернет.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, а в случае нахождения в общей совместной собственности – в равных долях.

Начиная с налогового периода 2019 года в

будут предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:

  • применяется кадастровая стоимость земельного участка, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода с учётом нижеприведённых особенностей;
  • изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Вышеперечисленные правила, устанавливающие порядок применения с 2019 года измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Льготы по налогам физических лиц в 2018 году регулируются целым перечнем нормативных и правовых актов. Они издаются на разных уровнях – от федерального до местного и могут охватывать как целые группы населения, так и людей избранных профессий или социального статуса. Главным документом, к которому обращаются все без исключения, является Налоговый кодекс РФ. Дополнительно следует упомянуть и о других законах:

  • Закон №436-ФЗ от 28.12.2017 (регулирует проведение амнистии для физлиц по задолженности перед налоговыми органами).
  • Закон № 3061-1 от 18.06.1992 (преференции ликвидаторам последствий взрыва на Чернобыльской АЭС).
  • Закон № 175-ФЗ от 26.11.1998 (вопросы, связанные с ликвидацией аварии на производственном объединении «Маяк»).
  • Закон № 2-ФЗ от 10.01.2002 (социальные гарантии пострадавшим в результате ядерных испытаний в Семипалатинске).

^К началу страницы

  1. «Налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случая, когда субъектом Российской Федерации не принят закон об установлении в срок до 1 января 2020 года единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
  2. Начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится.

    Уточнить дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, а также реквизиты соответствующего закона можно воспользовавшись Перечнем субъектов Российской Федерации, в которых для расчета налога на имущество организаций и (или) налога на имущество физических лиц применяется кадастровая стоимость объектов недвижимости.

    Ознакомиться подробнее с порядком определения налоговой базы по налогу на имущестов физических лиц исходя из кадастровой стоимости можно здесь.

  3. В субъектах Российской Федерации, не перешедших на порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
    Начиная с налогового периода 2019 года в ст. 403 Кодекса будут предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:
  • применяется кадастровая стоимость, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода с учётом нижеприведённых особенностей;
  • изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Объект налогообложения

^К началу страницы

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Некоторые владельцы транспортных средств могут не платить транспортный налог. Такая преференция действует не во всех регионах России – власти на местах сами решают, кто платит взносы, а кто от них освобождается. Связано это с дефицитом средств в местных бюджетах и случаях, когда дорогостоящие транспортные средства все чаще регистрировались на пенсионеров с целью избежать налогообложения.

Девочка с деньгами

Не подлежат налогообложению вне зависимости от места регистрации транспортные средства таких видов:

  • Автомобили, зарегистрированные на человека, являющегося инвалидом, но при условии, что их мощность не превышает 100 лошадиных сил.
  • Спецтехника.
  • Лодки весельные.
  • Транспортные средства, которые числятся в угоне и на это имеется подтверждение уполномоченных органов.
  • Моторные лодки, если их мощность менее 5 лошадиных сил.
  • Морские и речные суда.

Нормы, определяющие величину налогообложения, устанавливаются на федеральном и местных уровнях. Преференции федерального уровня зависят от типа транспортного средства и его мощности. На местном же уровне величина льготы по транспортному налогу для физических лиц в 2018 году зависит от категории, к которой относится гражданин. Список зависит непосредственно от каждого конкретного региона, но, как правило, к льготникам относят:

  • пенсионеров;
  • многодетные семьи;
  • малоимущих граждан;
  • участников боевых действий;
  • малолетних узников концлагерей и прочих мест принудительного заключения;
  • инвалидов и пр.

^К началу страницы

Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Кто имеет право на льготы

Законодательно налоговые льготы установлены в отношении: транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, налога на имущество физических лиц. В отношении же других налогов есть налоговые послабления (например, для НДС, НДФЛ, водного налога).

Внимание: преференции по налогообложению входят в число прав субъекта. Пользоваться ими необязательно. Поэтому предоставляются послабления по инициативе получателя.

Граждане могут претендовать на послабления при таких условиях:

  • наличие льготного статуса;
  • получение дохода, освобожденного от налогообложения;
  • наличие собственности, по которой в законодательстве заложены преференции;
  • оплаты услуг, по которым предоставляются вычеты.

По принципу назначения налоговые преференции делятся на:

  • общероссийские;
  • региональные.
Подсказка: всеми вопросами начисления и взыскания обязательных платежей в бюджет занимается Федеральная налоговая службы (ФНС) через свои региональные представительства. Сотрудники госоргана выполняют нормы общероссийского и регионального законодательства в рамках субъекта федерации.

Большая группа ветеранов делится на несколько подгрупп. В НК РФ они обозначены вместе, так как им предоставлены равные преференции. К ветеранам в рамках закона причислены:

  • Герои Советского Союза и РФ;
  • кавалеры ордена Славы трех степеней;
  • участники ВОВ и иных боевых действий;
  • вдовы и иные члены семейств (иждивенцы) воинов, погибших при исполнении долга.
Вид налога Преференция Основание (норма закона)
Имущественный Отмена (на один объект налогообложения каждого вида, но не применяется для имущества с кадастровой стоимостью более 300 млн.руб) пп. 2, 4, 10 п. 1, п. п. 2, 3, 5 ст. 407 НК РФ
Стандартный вычет Предоставление (вычет по НДФЛ в размере 500 руб. за каждый месяц на доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13%) ст. 216, пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ; п. 1 ст. 1, ст. 2 Закона от 27.11.2017 № 354-ФЗ
На землю Особые условия (уменьшение налогооблагаемой базы на 10 000,0 р.) пп. 4 п. 5 ст. 391 НК РФ; ч. 13 ст. 14 Закона № 436-ФЗ
Транспортный сбор Послабления Устанавливаются региональными нормативными актами

Подсказка: в субъектах федерации ветеранам предоставляются такие послабления по транспортному сбору:

  • отмена;
  • частичное снижение (отмена) с учетом мощности автомобиля;
  • скидка.

Преференции в виде отмены налогового сбора либо уплаты его части зависят от социального статуса либо профессии гражданина:

  • Лица, которым присвоено звание Героя Советского Союза и/или России.
  • Инвалиды с детства.
  • Инвалиды 1 и 2 групп.
  • Многодетные семьи, в которых воспитывается трое и более детей.
  • Граждане, пострадавшие во время ядерных и других техногенных катастроф.
  • Участники войн и боевых действий, которые проходили на территории СССР и РФ.
  • Кавалеры ордена Славы.
  • Военнослужащие, имеющие выслугу лет более 20 и уволенные в запас в связи с достижением граничного возраста, из-за заболевания или по причине организационно-штабных мероприятий.
  • Лица, которые принимали участие в испытаниях ядерного оружия.
  • Пенсионеры.
  • Члены семей военнослужащих (родители, дети, супруги) по причине потери кормильца.
  • Участники боевых действий на территории иностранных государств, при направлении в эти зоны для несения службы.
  • Творческие деятели касательно студий, мастерских и других помещений, предназначенных для трудовой деятельности.
  • Физические лица по отношению к имеющимся у них строений площадью до 50 кв. м, предназначенных для ведения подсобного хозяйства, садоводства и т.п.

Для ветеранов боевых действий (Чечня, Афганистан и пр.), граждан, которым было присвоено звание Героя, предусмотрен ряд преференций в сфере налогообложения. Основными из них можно назвать:

  • Не платит налог на имущество человек, владеющий одним однотипным видом собственности (одна квартира, дом, гараж, дачный домик).
  • Предоставление вычета, если человек продолжает трудиться. Для военнослужащих и ветеранов боевых действий он составляет 3000 р., а для Героев СССР и РФ – 500 р.
  • Послабление по земельному налогу. Гражданам предоставляется льгота в размере 10000 р. – сумма, с которой не взимается налоговый сбор. Если по кадастровой оценке стоимость участка выше – денежный сбор начисляется только на сумму, превышающую это значение.
  • Пошлина на транспортные средства. На федеральном уровне не существуют никаких правовых актов, которые бы освобождали от уплаты пошлины. В некоторых же субъектах Федерации местными властями приняты постановления, которые дают возможность не платить транспортный налог, но в каждом регионе есть свои ограничения касательно технических характеристик машины.

Инвалиды

Люди, получившие инвалидность вследствие трудовой деятельности, по состоянию здоровья и по прочим причинам, и инвалиды с детства тоже имеют ряд льгот в области налогообложения:

  • Имущественный. Граждане с ограниченными возможностями освобождаются от уплаты налога на недвижимость, но только при условии, что она оформлена на них. Это касается квартиры, дома, гаража, комнаты, дачи.
  • Земельный. Они касаются лишь инвалидов с присвоенной 1 или 2 группой недееспособности, причем для последней категории инвалидность должна быть установлена до 2003 г. Суть льготы по земельному налогу для физических лиц, являющихся инвалидами, заключается в том, что они освобождаются от взноса, если кадастровая стоимость надела не превышает 10 тыс. р. В противном случае пошлина насчитывается лишь на излишек.
  • Транспортный. Нетрудоспособные граждане 1 и 2 группы могут освобождаться от транспортного налога полностью или частично, но такие преференции они получают лишь на региональном уровне, поэтому этот вопрос лежит на плечах местных властей.
  • Подоходный. В 2018 г. физические лица, получившие инвалидность и продолжающие работать, имеют право получить вычет в размере 500 р. Если же инвалидность была получена вследствие военных действий, техногенных катастроф или человек является инвалидом с детства, сумма увеличивается до 3 000.

Пенсионеры

Люди, вышедшие на заслуженный отдых, являются особо незащищенными, поскольку пенсионные выплаты имеют небольшой размер за редким исключением. В НК точно указано, от каких налогов освобождены пенсионеры в 2018 г. На федеральном уровне обозначено лишь несколько направлений, согласно которым граждане преклонного возраста могут рассчитывать на льготы:

  • Полное освобождение от уплаты сбора в ФНС, если кадастровая стоимость надела не превышает 10 тыс. р.
  • Вычет в размере 500 р. на все доходы, с которых необходимо уплачивать НДФЛ. Если пенсионер является инвалидом или ветераном военных действий, ликвидатором техногенных катастроф – сумма равняется 3000 р.
  • Освобождение от уплаты налога на недвижимость, если в собственности пенсионер имеет только один равнозначный объект.

Ребенок-инвалид

На региональном уровне дополнительно для людей, достигших пенсионного возраста, могут существовать дополнительные налоговые послабления. Одним из ярких примеров является пошлина на транспортные средства, величина которого зависит не только от субъекта, в котором зарегистрирован гражданин, но и от вида транспортного средства, его мощности и прочих характеристик.

Граждане, которые воспитывают детей и являются их родителями, опекунами либо усыновителями, имеют некоторые послабления. Они касаются налогового вычета:

  • За первого и второго ребенка сумма НВ составляет 1400 р., на 3 и последующих детей – 3000 р.
  • За родного ребенка-инвалида – 12 000 р.
  • Если один или несколько детей-инвалидов были усыновлены или находятся под опекунством – сумма снижается до 6 000 на каждого ребенка.
  • При платном лечении несовершеннолетнего опекуны, родители или усыновители имеют право вернуть 13% от уплаченной суммы.
  • Предоставляется возможность вернуть 13% от суммы, потраченной на обучение ребенка на очной форме, при условии, что эти средства были использованы не из материнского капитала.
  • Вычет в двойном размере НДФЛ предоставляется единственному родителю, если в свидетельстве о рождении ребенка второй родитель не указан либо же он умер или пропал без вести.

Многодетные семьи

Также льготы по налогам для физических лиц в 2018 году распространяются и на семьи, в которых воспитываются трое и более несовершеннолетних. Самый распространенный вариант, который касается всех без исключения – это налоговый вычет. Он зависит от количества детей и составляет на:

  • первого ребенка – 1 400 р.;
  • второго – 1 400 р.;
  • третьего – 3 000 р.;
  • последующих – 3 000 р.;
  • усыновленного или родного ребенка-инвалида – 12 000 р.;
  • на опекаемого или приемного ребенка инвалида – 6 000 р.

На региональном уровне льготы (размер преференций индивидуальный для каждого субъекта) могут распространяться на такие налоги, как:

  • земельный;
  • имущественный;
  • транспортный и пр.

Воспользоваться или нет правом на льготы, каждый гражданин решает самостоятельно. Это означает, что перерасчет и возврат уплаченных средств осуществляется по заявительному принципу, а не в обязательном порядке. Получить деньги можно:

  • По основному месту работы. Вычет будет применяться ежемесячно при начислении заработной платы.
  • В инспекции при подаче ежегодной декларации (форма 3-НДФЛ).

Получить льготы по налогам для физических лиц в 2018 году можно после предоставления определенных документов. Справка по форме 2-НДФЛ подается работодателем в налоговую самостоятельно до 1 апреля. С 2018 г. осуществлена корректировка законодательства, согласно которой предоставлять пакет бумаг касательно собственности не нужно. Гражданин должен предоставить лишь:

  • Письменное заявление с личной подписью, где будут содержаться основания для освобождения от уплаты или снижения величины взноса.
  • Паспорт или свидетельство о рождении (если вопрос снижения налоговой нагрузки касается несовершеннолетних).
  • ИНН.
  • Документ, свидетельствующий о принадлежности к определенной группе населения (удостоверение пенсионера, ветерана, инвалида и пр.).

Ставки налога

^К началу страницы

  1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

    Налоговые ставки зависят от применяемого в субъекте Российской Федерации порядка определения налоговой базы: исходя из кадастровой стоимости либо исходя из инвентаризационной стоимости налогооблагаемого недвижимого имущества (жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, машино-места, нежилые помещения, объекты незавершённого строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения).

    Перечень регионов, применяющих порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой или инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, размещён в разделе «Налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости».

  2. В муниципальных образованиях, городах Москва и Санкт-Петербург, применяющих порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:

    • в отношении:

    • жилых домов, части жилых домов, квартир, части квартир, комнат;
    • объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
    • единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;
    • гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса РФ;
    • хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

    При этом налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (

    статья 406 НК РФ

    ).

    В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей

    В отношении прочих объектов налогообложения.

    Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по указанным в Налоговом кодексе налоговым ставкам.

    Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

    • кадастровой стоимости объекта налогообложения;
    • вида объекта налогообложения;
    • места нахождения объекта налогообложения;
  3. В муниципальных образованиях, применяющих порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах:

    • Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

      Ставка налога

      До 300 000 рублей включительно

      До 0,1 процента включительно

      Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно

      Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно

      Свыше 500 000 рублей

      Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

    Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований налогообложение производится по налоговой ставке:

    • 0,1 процента в отношении объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), до 500 000 рублей включительно;
    • 0,3 процента в отношении остальных объектов.

    Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

    • суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);
    • вида объекта налогообложения;
    • места нахождения объекта налогообложения;
Перейти

Подробную информацию об установленных налоговых ставках можно узнать, воспользовавшись информационным ресурсом:

«Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»

^К началу страницы

процента исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • (до налогового периода 2020 года) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • (с налогового периода 2020 года) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного стоительства, используемых в предпринимательсткой деятельности);
  • (до налогового периода 2020 года) приобретённых (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • (с налогового периода 2020 года) не используемых в предпринимательской деятельности, приобретённых (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

процента исходя из кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

В случае правообладания земельным участком в течение
неполного налогового периода, применяется коэффициент, который определяется как
отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находился в
собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Перейти

Подробную информацию об установленных налоговых ставках можно узнать, воспользовавшись информационным ресурсом:

«Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»

До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Земельный налог

Вопросы, связанные с налогообложением земельных участков, находятся в ведении федеральных и местных властей. Полностью освобождаются от уплаты взносов в казну жители малочисленных народов, которые ведут на своих землях традиционный уклад жизни. Руководители фермерских хозяйств освобождаются от уплаты взносов на протяжении первых 5 лет со дня регистрации сельскохозяйственного производства.

Для других же граждан устанавливается налогонеоблагаемая сумма, равная 10 тыс. р. Это означает, что если кадастровая стоимость участка меньше этой суммы, платеж в ФНС осуществлять нет нужды. Ко льготным категориям населения относятся:

  • пенсионеры;
  • ветераны боевых действий;
  • ликвидаторы и лица, пострадавшие вследствие техногенных катастроф;
  • инвалиды 1 и 2 групп, если недееспособность была поставлена до 2004 г.;
  • инвалиды с детства;
  • Герои России и СССР.

Порядок исчисления и уплаты налога

Женщина с ребенком

^К началу страницы

  1. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
  2. В случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка в соответствии со статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (без учета положений пунктов 7, 71, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пунктов 7, 71, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии со статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (без учета положений пунктов 7, 71, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 7, 71, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

    Положения настоящего пункта не применяются при исчислении налога с учетом положений пунктов 15 и 16 настоящей статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

  3. Особенности применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы:

    а) для целей налогообложения применяется кадастровая стоимость объекта налогообложения, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) и подлежащая применению по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, за исключением нижеперечисленных случаев;

    б) изменение кадастровой стоимости вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик объекта налогообложения (уточнения площади, назначения, разрешенного использования, категории и т.п.) учитывается со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;

    в) в случае оспаривания кадастровой стоимости и установления начиная с 01.01.2019 рыночной стоимости объекта налогообложения по решению комиссии при управлении Росреестра или по решению суда, сведения о вновь установленной кадастровой стоимости (рыночной стоимости объекта налогообложения), внесенные в ЕГРН, учитываются начиная с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости;

    г) в случае изменения кадастровой стоимости вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, а также уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при ее определении, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии или суда из-за недостоверности сведений, использованных при ее определении, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

  4. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
    Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
    Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
  5. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется с месяца (с 1 января 2019 года – со дня) открытия наследства.
  6. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
  7. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
  8. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
  9. Налоговые уведомления об уплате налога направляются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 52 НК РФ).
    Уплата налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Оформление фискальных послаблений для физических лиц происходит в заявительном порядке. Это требует инициативы претендента.

Алгоритм обращения в отделение ФНС таков:

  1. Самостоятельное определение льготного права на основании действующего законодательства.
  2. Сбор необходимых документов.
  3. Написание заявления в отделение ФНС:
    • путем личного посещения;
    • на сайте Госуслуг.
  4. Ожидание проверки бумаг и подтверждения права.
Для сведения: имущественное послабление оформляется по месту расположения объекта.

В основной пакет документов входят следующие:

  • паспорт заявителя;
  • декларация по форме 3-НДФЛ;
  • справка о доходах за отчетный период;
  • бумага, подтверждающая право (льготное удостоверение, справка МСЭ и другое);
  • ИНН;
  • заявление по установленной форме (бланк предоставляется на месте).
Важно! Все льготы в настоящее время предоставляются в заявительном порядке. Это означает, что для инициации действия льгот льготник должен обратиться с заявлением в ИФНС. А при появлении новых объектов недвижимости, подпадающих под льготные, надлежит уведомить об этом ИФНС до 1 ноября соответствующего налогового периода.

Остальные бумаги зависят от вида сбора. К примеру, для получения социального вычета необходимо приложить:

  • договор с учреждением о получении медицинских или образовательных услуг;
  • свидетельство о праве собственности на жилье;
  • чеки о внесении соответствующей платы;
  • подтверждение родственных связей с человеком, получившим заявленные услуги.

Стандартный вычет предоставляется по месту службы. Для его учета в расчетах необходимо предоставить в бухгалтерию:

  • свидетельства детей о появлении на свет (включая совершеннолетних);
  • справку об инвалидности ребенка (при наличии).

^К началу страницы

Домик на траве

Налог на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними, если иное непредусмотрено статьей 408 Налогового кодекса Российской Федерации.

1

для субъектов Российской Федерации, в которых введен порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения

Сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется по следующей формуле:

Н=(Н1 – Н2)*К Н2

где Н – сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 – 6 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации;

Н1 – сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации, без учета положений пунктов 4 – 6 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации;

Н2 – сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 – 6 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 Налогового кодекса Российской Федерации, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц” и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации начиная с 1 января 2015 года;

К – коэффициент, равный:

  • 0,2 – применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) исходя из кадастровой стоимости;
  • 0,4 – применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) исходя из кадастровой стоимости;
  • 0,6 – применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) исходя из кадастровой стоимости.

Перечень регионов, применяющих порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, размещён в разделе «Налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости».

В случае, если исчисленное в соответствии с вышеуказанной формулой в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее значение суммы налога Н1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) исходя из кадастровой стоимости, исчисление суммы налога производится как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Вышеуказанная формула не применяется при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

В случае, если сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 – 6 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 – 6 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 – 6 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4 – 6 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога. Указанные положения применяются при исчислении налога начиная с третьего налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) исходя из кадастровой стоимости. Коэффициент 10-ти процентного ограничения роста налога не применяется при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

2

для субъектов Российской Федерации, в которых действует порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Перечень регионов, применяющих порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, размещён в разделе «Налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости».

Оцените статью
Финансовый консультант