Нематериальные активы предприятия кратко

Кредит

Материальные и нематериальные активы

Термин «активы» объединяет разнородные ресурсы: помещения и оборудование, транспортные средства, необходимые производственные запасы и товары, обязательства клиентов и покупателей, а также деньги (наличные и находящиеся на банковских счетах).

Все активы отвечают двум критериям:

  • находятся в собственности фирмы;
  • имеют денежное выражение.

Разделяют активы и на материальные (реально видимые) и нематериальные (не имеющие физических измерений, но оценивающиеся в соответствии с предполагаемой пользой). Оставим материальные активы, и более пристально рассмотрим активы нематериальные (НМА).

–  он предназначается для использования в процессе производства продукции, оказания услуг или управленческих нужд и может приносить выгоду компании;

– обособлен от других активов;

Нематериальные активы предприятия кратко

–  способен эксплуатироваться свыше 1 года;

–  приобретается не для продажи в период до истечения 1 года;

–  не имеет материально-вещественной формы;

–  первоначальная стоимость объекта достоверно определяется.

Опираясь на такой критерий, как отсутствие вещественной формы, можно определить НМА, как итог интеллектуальной деятельности или объект интеллектуальной собственности. В статье 1225 ГК РФ перечислены объекты интеллектуальной собственности, признаваемые нематериальными активами (при соответствии требованиям налогового и бухучета) и охраняемые законом. К ним относятся:

  • литературные и научные произведения, объекты искусства;
  • компьютерные программы и базы данных;
  • изобретения и полезные модели;
  • ноу-хау;
  • фирменные, товарные знаки;
  • знаки обслуживания;
  • коммерческие обозначения;
  • названия мест происхождения товаров и др.

Исходя из определения, данного НМА (да и из названия этого вида имущества), можно однозначно утверждать, что НМА относятся к активам. В бухгалтерском балансе их место – в первом разделе «Внеоборотные активы» в строке «нематериальные активы 1110».

Понятие и характеристики

Нематериальные активы – это определенная часть ресурсного потенциала организации, которая имеет денежную оценку, отличается способностью приносить часть дохода, но при этом не является материально-вещественной ценностью. Под ними подразумеваются объекты интеллектуальной или промышленной собственности и прочие имущественные права, являющиеся собственностью предприятия.

Основными характерными признаками являются:

  • отсутствие физической структуры;
  • возможность долгосрочного использования актива;
  • способность приносить компании определенные экономические и финансовые выгоды;
  • высокая степень неопределенности касательно размера доходности.

Для принятия на бухгалтерский учет объекта нематериального ресурса требуется одновременное соблюдение следующих условий:

  • способность объекта приносить фирме экономические выгоды (его непосредственное использование в процессе производства продукции, для оказания услуг или для административных потребностей организации);
  • у предприятия есть право на получение экономических выгод от объекта (документальное подтверждение его существования), а также на осуществление непосредственного контроля над ним;
  • возможность идентификации объекта от остальных;
  • использование его на протяжении более 12 месяцев;
  • отсутствие у актива материально-вещественной формы.

Виды и классификация

Среди наиболее распространенных видов таких активов следует выделить 4 их основных группы:

  1. Объект интеллектуального владения.
  2. Право использования природных резервов.
  3. Отложенные расходы.
  4. Стоимость предприятия.

Объекты интеллектуальной собственности делятся на следующие виды: координируемые патентным правом, координируемые авторским правом.

Патентное право обеспечивает охрану продукту научно-технического творчества. В перечень объектов, регулируемых этим правом, включаются:

  • новое изобретение, которое является коммерчески и промышленно применимым;
  • дизайн, образец – художественное решение изделия, предопределяющее его внешний вид;
  • полезная модель, разработанная в результате творческой деятельности. Как правило, ее объектом может стать какое-либо конструктивное решение устройства или его составляющих;
  • товарный знак, который предоставляет возможность различать между собой однородные товары или услуги разных юридических и физических лиц;
  • место происхождения продукции – наименование географического объекта, используемого для обозначения продукта, свойства которого предопределяются характерными факторами;
  • фирменное (индивидуальное) название юридического лица;
  • «ноу-хау» — определенный технический опыт или же секреты производства, имеющие коммерческую ценность и при этом не защищенные патентами.

К объектам, которые регулируются авторским правом, относятся:

  • программное обеспечение для ЭВМ;
  • лицензии на конкретный вид деятельности;
  • произведения искусства, науки и литературы;
  • систематизированные базы данных, которые считываются с помощью электронной техники.

Право использования природных резервов распространяется на такие объекты, как земельные участки, недра. Кроме того, право предоставляется на геологическую или иную информацию о природных резервах и недрах.

Отложенные затраты – это расходы на проведение организационных, исследовательских, а также конструкторских работ и разработок.

Организационные расходы, направленные на образование или переподготовку юридического лица, не включаются в состав нематериальных активов.

Стоимость предприятия (деловая репутация компании) определяется как разница между ценой фирмы и балансовой стоимостью ее имущества.

Не относятся к нематериальным ресурсам:

  • расходы на переподготовку кадров;
  • расходы на рекламную кампанию, а также на сбыт товара на рынке;
  • расходы на проведение реорганизации, перемещения или учреждения фирмы;
  • расходы на повышение уровня деловой репутации предприятия, на создание торговых марок.
Что собой представляет чистая приведенная стоимость проекта — читайте в этой статье.

Как осуществляется учет нематериальных активов и их амортизация — смотрите здесь.

Методы оценки

Непосредственно оценка нематериальных ресурсов фирмы напрямую зависит от способа их привлечения. Следовательно, она может быть выполнена по взаимной договоренности сторон, учитывая расходы на покупку, а также по рыночной цене и цене производства.

Как правило, оценка осуществляется тремя основными методами:

  • Доходный заключается в том, что цена актива формируется на уровне текущей ценности тех преимуществ, которые получает фирма благодаря его использованию.
  • Затратный – оценка ресурсов как общей суммы расходов на их покупку и воспроизведение.
  • Сравнительный метод используется для тех объектов, заключение сделок по которым осуществляется на рынке. Как правило, фундаментальной информацией для проведения необходимых расчетов касательно стоимости объекта служит цена на продажу идентичных активов.

Цена нематериального ресурса, который в дальнейшем выбывает или же просто является неспособным обеспечивать предприятию экономические выгоды, подлежит списанию с бухгалтерских счетов.

Выбывание таких активов происходит в следующих случаях:

  • физический или моральный износ объекта;
  • его передача на учет другому предприятию;
  • передача в безвозмездном порядке;
  • продажа актива.

Следовательно, можно сформировать соответствующие выводы о том, что оценка нематериальных ресурсов является достаточно сложной процедурой.

Во-первых, происходят затруднения касательно отнесения того или иного объекта к нематериальному, поскольку наблюдаются постоянные изменения в условиях отнесения к таковым. Во-вторых, существуют немалые сложности определения результатов от применения данного ресурса в силу воздействия многих причин.

Примеры НМА: учет на предприятии

Созданными считаются объекты НМА, если они являются:

  •  итогом выполнения конкретного задания работодателя;
  • результатом работы сторонних привлеченных лиц для создания объекта на договорной основе.

Бухгалтерские записи по оприходованию созданного актива будут аналогичными проводкам при покупке, однако в этом случае необходимо учесть ряд затрат, которые были понесены в процессе создания НМА.

Оцените статью
Финансовый консультант