Регистрация ипотеки в силу договора

Ипотека

Подробнее про процедуру

Ипотечный договор представляет собой письменное соглашение сторон о передаче в залог недвижимого имущества, при этом заложенный объект остается у залогодателя в пользовании, но на него накладывается ограничения (обременения) до наступления определенных условий (например, до полного погашения обязательств перед банком по кредитному договору).

Залогодержателем при ипотечном договоре может выступать юридическое лицо, предоставившее заемные финансы на покупку недвижимости или физическое лицо при реализации объекта в рассрочку. Наложение обременения должно обязательно регистрироваться в Едином государственном реестре (ЕГРН), являющимся электронным хранилищем сведений обо всей недвижимости, расположенной на территории Российской Федерации.

Госрегистрация ипотеки – признание органами государственной власти возникновения прав на недвижимость и условий перевода или прекращения действующих прав на объект.

В едином реестре хранятся следующие основные сведения:

  1. Собственники недвижимости;
  2. Технические характеристики помещения;
  3. Информация о правообладателях;
  4. Сведения о наличии обременения и его причинах.

Зарегистрировать ипотеку в силу закона можно на основании совместного заявления залогодателя (заемщика) и залогодержателя (банка-кредитора).

Для нотариально заверенного ипотечного договора госрегистрация может осуществляться при обращении заверившего соглашение нотариуса.

Примечание! Госрегистрация ипотеки в силу закона возникает в случаях приобретения жилья в рассрочку или с использованием кредитных средств.

После проведения мониторинга всех представленных документов регистратором и проверки законности сделки (например, при наличии в составе собственников на недвижимость детей дополнительно необходимо представить письменное согласие органов опеки) информация фиксируется в реестре и сведения заверяются подписью и печатью.

Прохождение процедуры государственной регистрации – доказательство возникновения ипотеки.

Что такое ипотека в силу закона?

Ипотека является сделкой, которая совершается по требованиям законодательства, независимо от того, какие условия выдвигают стороны. Ее основное отличие от обыкновенных договоров залога, заключаемых банками, в том, что она подлежит обязательной государственной регистрации.

При данном виде обеспечения, кредитор имеет право на удовлетворение своих требований, возникающих к должнику, из стоимости заложенного имущества. Залогодателем может выступать как сам заемщик, так и третье лицо.

Наложение обременения на залоговую недвижимость снижает риск банка, поэтому кредитные организации применяют только этот вид залога объектов недвижимости.

Порядок оформления ипотеки регламентируется ФЗ № 102 “Об ипотеке” (залоге недвижимости):

  1. Закон определяет требования к заключению ипотечного договора, к государственной регистрации сделки по передачи в залог имущества, порядок обращения взыскания на заложенное имущество и т. д.
  2. Ипотека в силу закона возникает на следующее имущество: производственные объекты недвижимости, здания, сооружения, квартиры, частные домовладения, земельные участки, гаражи, дачи, и т. д. В залог может быть предоставлен объект целиком или его часть.

Схематично процесс возникновения обязательства выглядит следующим образом:

  1. Клиент выбирает банк для оформления ипотеки.
  2. Собирает необходимые документы и оформляет анкету-заявку на кредит.
  3. При положительном решении банка, заемщик ищет недвижимость, которую планирует приобрести.
  4. Согласовывает с банком приобретаемое имущество, назначается день подписания договоров.
  5. После подписания договора залога он передается на регистрацию в Росреестр.
  6. Только после прохождения регистрации, ипотека в силу закона считается вступившей в силу. В выписке из ЕГРН регистрируется информация о наличии обременения на объект.
  7. Кредит предоставляется на счет продавца или заемщика.

Порядок регистрации

Регистрация ипотеки в силу договора

Госрегистрация прав на объект недвижимости проходит в следующем порядке:

  1. Сбор полного пакета документации для проведения данной операции.
  2. Обращение в государственный орган, осуществляющий услугу – Росреестр, передача документации.
  3. Проведение правового мониторинга сделки на правильность заполнения всех сведений.
  4. Проверка законности передачи прав на объект. Примечание! Исключение – нотариально удостоверенные сделки.
  5. Внесение сведений в ЕГРН. Примечание! Права залогодержателя могут быть удостоверены закладной, подписываемой обеими сторонами ипотечного договора.
  6. Удостоверение пройденной процедуры государственной регистрации передачи недвижимого имущества в залог.

В каких случаях возникает?

Ипотека в силу закона возникает при оформлении в залог приобретаемой недвижимости за счет кредитных средств. Денежные средства, полученные по договору, направляются на приобретение объекта недвижимости в собственность заемщика.

Не следует путать ипотеку в силу закона и ипотеку в силу договора, которая возникает при оформлении нецелевых ипотечных кредитов банков, обеспечением которых является залог имеющейся в собственности недвижимости. При этом те объекты, которые в этом случае приобретаются за счет кредита не являются предметом залога.

Что обеспечивает?

Согласно закону, ипотекой обеспечиваются обязательства, связанные с уплатой основной суммой долга, процентов, возмещение штрафов, пени, неустойки при несвоевременном возврате долга, возмещение судебных издержек, которые возникли в связи обращением взыскания на заложенное имущество, возмещение расходов по реализации залога.

Если договором не предусмотрено иное, то требования удовлетворяются в той сумме, которая возникла на момент обращения взыскания. В договоре может быть оговорена конкретная сумма удовлетворения требований. Тогда величина задолженности перед кредитором, которая превышает данную сумму, считается не обеспеченной ипотекой.

Госпошлина за регистрацию

Государством определены следующие суммарные размеры государственной пошлины за регистрацию и внесение характеристик условий ипотечного договора:

  1. стороны договора – физические лица: 1 000 рублей;
  2. стороны договора – юридические лица: 4 000 рублей;
  3. стороны договора – физическое и юридическое лица: 1 000 рублей.

Реквизиты, которые понадобятся для оплаты госпошлины можно уточнить на официальном сайте Росреестра, выбрав конкретный регион.

Примечание! При электронном взаимодействии физических лиц с Росреестром действует скидка 30% на регистрацию прав.

Особенности регистрации ипотеки

Для удобства клиентов кредитные учреждения предлагают дополнительные услуги, позволяющие зарегистрировать ипотеку без посещения МФЦ и регистрационной палаты

В Сбербанке. ПАО Сбербанк предлагает сервис онлайн-регистрации на официальном портале ипотеки Домклик.

Как осуществляется процедура регистрации ипотеки:

  • ипотечный менеджер или специально назначенный сотрудник банка собирает пакет документов и отправляет его в государственные органы в электронном виде;
  • При принятии регистраторами Росреестра документации начинается процедура госрегистрации.
  • Договор купли-продажи и выписка из государственного реестра с указанием собственника и наличием обременения на объект недвижимости поступает на электронную почту клиента (заверяется усиленной квалифицированной подписью, имеющей юридическую силу). Полученная выписка действует бессрочно.

Следует иметь в виду! С 15 июля 2016 года не выдаются свидетельства о собственности, и выписка ЕГРН полностью подтверждает права собственников.

Примечание! Для заемщиков Сбербанка дополнительным бонусом использования представленного сервиса является уменьшение процентной ставки по действующему ипотечному договору.

В других банках. Заемщик собирает пакет документации для прохождения процедуры, затем самостоятельно или с помощью сотрудников банка передает его в Росреестр лично, через МФЦ или дистанционно (доступна возможность оформления услуги через сервис Госуслуги).

Отказ в регистрации

Иногда могут возникать ситуации, когда процедура временно приостанавливается.

https://www.youtube.com/watch?v=D9F8UFQJuAE

Возможные причины:

  1. неполный пакет документов или при их оформлении допущены существенные ошибки (например, в сведениях о личности клиента);
  2. в предоставленной документации обнаружены недостоверные данные;
  3. отсутствует дополнительная обязательная документация (например, согласие супруги);
  4. на объект был наложен арест;
  5. в отношении прав на рассматриваемый объект недвижимости происходят судебные разбирательства;
  6. регистратором не получены данные по межведомственным каналам (например, от ИФНС России) и т.д.
Оцените статью
Финансовый консультант