Учет резервов по сомнительным долгам

Кредит

Как определить сумму сомнительных резервов в бухучете

В бухучете резервирование — это один из способов оценивания текущего состояния имущества и обязательств организации (абз. 6 п. 23 приказа Минфина России «Положение по бухучету и отчетности в РФ» от 29.07.1998 № 34н).

Создание резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете должно восприниматься как сбор сведений о состоянии задолженности покупателей на определенную дату. При просмотре информации по этим резервам заинтересованные лица должны видеть, какая доля задолженности является сомнительной.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Под сомнительной задолженностью в бухучете понимается ничем не обеспеченная задолженность дебиторов, которая не уплачена в срок, прописанный в договорном соглашении (абз. 2 п. 70 приказа № 34н). Авансы поставщикам к сомнительной задолженности причислять нельзя (письмо Минфина России от 15.10.2003 № 16-00-14/316).

Создавать резерв должны все организации по каждой сомнительной задолженности покупателя (абз. 1 п. 70 приказа № 34н). За ИП обязанность по резервированию долгов не закреплена.

ВАЖНО! В налоговом учете резервы составляются по усмотрению организации или ИП (п. 3 ст. 266 НК РФ). Их назначение — отнесение сумм по сомнительным долгам на уменьшение налога на прибыль до того периода, когда они станут безнадежными. Сомнительные резервы в налоговом учете, как и в бухгалтерском, могут быть созданы только по долгам, появившимся в связи с реализацией товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 266 НК РФ).

См. также «Обязателен или нет резерв по сомнительным долгам?».

Учет резервов по сомнительным долгам

Предельный объем формируемого в бухучете резерва представлен только общим размером сомнительных долгов. В налоговом учете с 01.01.2017 максимальный размер резерва за год не может превышать 10% выручки за отчетный налоговый период, а в течение отчетных периодов не может превышать наибольшую из двух величин — 10% выручки за отчетный период или 10% выручки за прошлый год (п. 4 ст.

Подробнее о сомнительных резервах в налоговом учете читайте в статье «Резерв по сомнительным долгам: порядок создания и расчет отчислений».

С порядком и сроками списания безнадежных долгов вы можете ознакомиться в статье «Как списать безнадежную задолженность с истекшим сроком исковой давности».

Единой методики подсчета сумм резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете нет. В абз. 3 п. 70 приказа № 34н только отмечено, что подсчет резервов производится в зависимости от состоятельности покупателя и вероятности закрытия им долга. Организации (ИП) могут фиксировать в своей учетной политике собственные методики подсчета сумм по сомнительным резервам в бухучете.

Оптимальной будет методика, приведенная в п. 4 ст. 266 НК РФ, по следующим причинам:

  • позволит снизить разницу между НУ и БУ расходов (доходов) по резервам;
  • не надо тратить время на поиск собственного алгоритма подсчета сумм резервов;
  • не нужно доказывать проверяющим, что собственная методика удовлетворяет требованиям в абз. 3 п. 70 приказа № 34н.

Учет резервов по сомнительным долгам

Как вариант, в учетной политике можно зафиксировать следующее.

Срок неисполнения обязательств, дней

Действия

Менее 45

Не создавать

От 45 до 90

В объеме 50% от суммы долга

Свыше 90

На полную сумму долга

При неиспользовании резервов в течение года, идущего за годом их отражения в учете, они должны быть списаны 31 декабря на счет 91, субсчет «Прочие доходы».

Пример

Покупатели

Срок оплаты

Сумма долга, руб.

Период неисполнения обязательств, дней

Наличие гарантии оплаты

Категория задолженности

ИП Гаврилов И. И.

15.01.2018

10 610

Нет

Неоплаченная

ИП Кошкина К. К.

30.11.2017

84 843

31

Нет

Сомнительная

ИП Голицын Н. Н.

10.11.2017

36 456

51

Нет

Сомнительная

ООО «Глобэкс»

05.11.2017

142 354

56

Залог

Просроченная

ООО «Дарий»

01.11.2017

46 742

60

Нет

Сомнительная

ООО «Бартенев»

01.08.2017

92 657

152

Нет

Сомнительная

При создании резерва в бухучете ООО «Про-Инвест» ориентируется на правила налогового учета.

По долгам ИП Гаврилова И. И. и ООО «Глобэкс» резервы не создаются, так как в 1-м случае задолженность не является просроченной, а во 2-м просрочена, но обеспечена залогом. Не создается резерв и по долгу ИП Кошкиной К. К., так как продолжительность неисполнения обязательств не достигла 45 дней.

Покупатели

Сумма резерва

Алгоритм расчета

ИП Голицын Н. Н.

18 228 = 36 456 × 50%

В объеме 50% от суммы долга, так как просрочка оплаты в интервале 45–90 дней

ООО «Дарий»

23 371 = 46 742 × 50%

ООО «Бартенев»

92 657

В полной сумме, так как просрочка платежа более 90 дней

Итого

134 256

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете фиксируются на счете 63. В бухгалтерском балансе сальдо по счету 63 отражается в составе строки «Дебиторская задолженность» со знаком минус. Иными словами, дебиторская задолженность уменьшается на сумму тех долгов, по которым сформированы резервы.

О том, как правильно заполнить строки бухгалтерского баланса, читайте в статье «Порядок составления бухгалтерского баланса (пример)».

При создании резерва всегда используется одна и та же запись: Дт 91 Кт 63.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

А вот формирование проводок по списанию резерва зависит от причин списания:

  1. Задолженность, учтенная в резерве, признана безнадежной: Дт 63 Кт 62 (76) — на зарезервированную сумму долга.
  2. Задолженность, учтенная в резерве, оплачена: Дт 63 Кт 91 — на сумму платежа.
  3. На конец года, идущего за годом формирования резерва, осталась его неиспользованная часть: Дт 63 Кт 91 — на сумму неиспользованного резерва.

Пример (продолжение)

Дата

Операция

Дт

Кт

Сумма, руб.

31.12.2017

Создан резерв по сомнительным долгам

91

63

134 256

15.01.2018

Поступила оплата от ООО «Дарий»

51

62

46 742

15.01.2018

Списан резерв по оплаченному долгу

63

91

23 371

24.06.2018

По ООО «Бартенев» пришло решение о невозможности взыскания долга. Резерв использован на списание долга, ставшего безнадежным

63

62

92 657

31.12.2018

Списана неиспользованная сумма резерва

63

91

18 228

В «1С» формирование резервов производится регламентной операцией «Расчет резервов по сомнительным долгам». Чтобы при проведении этой операции были рассчитаны резервы в бухучете, нужно в настройках учетной политики поставить галочку для разрешения их автоматизированного учета. Регламентной операцией для бухучета резервов можно воспользоваться как ежемесячно, так и ежеквартально (ежегодно).

Все зависит от того, как рассчитывается резерв в налоговом учете:

  • если резерв исчисляется ежемесячно (ежеквартально), то в бухучете он автоматически будет определяться каждый месяц (квартал);
  • если расчет резерва не предусмотрен, то в бухучете его можно рассчитывать 1 раз в год (квартал, месяц).

В «1С» расчет резервов для бухучета по умолчанию производится в том же порядке, что и для налогового, кроме ограничения 10% по выручке. Это еще 1 аргумент в пользу того, что организация должна рассчитывать резервы в бухучете по правилам НК РФ.

При вводе информации по договорам с покупателями, не обеспеченным гарантиями, обязательно ставьте срок окончания договора, так как при расчете резервов «1С» будет ориентироваться именно на него.

Если же по договору предусмотрено обеспечением гарантиями, ставьте в строке «Срок договора» наиболее длительный период, чтобы программа автоматически не включила его в расчет по резервам. Такой порядок действий связан с тем, что в «1С» нет возможности ввода сведений об обеспеченности договорных соглашений.

Учет резервов по сомнительным долгам: введение*

Примечание:* Читайте здесь о списании безнадежных долгов, а также схему бухгалтерских проводок по созданию резервов.

На первый взгляд вопросы бухгалтерского и налогового учета резервов по сомнительным долгам нельзя назвать проблемными. В бухгалтерском и налоговом законодательстве определены критерии отнесения долгов контрагентов организации к сомнительным. Планом счетов бухгалтерского учета четко установлена схема проводок по учету фактов создания, использования и аннулирования резервов по сомнительным долгам. Казалось бы все ясно.

Однако это далеко не так. В действительности соотношение норм бухгалтерского, налогового и гражданского законодательства, касающихся порядка создания и использования резервов по сомнительным долгам формирует определенные вопросы в данной области, а именно:

  1. Является ли создание резервов по сомнительным долгам обязанностью или правом организации?
  2. Какие долги контрагентов перед организацией могут быть квалифицированы как сомнительные?

Давайте попытаемся на них ответить.

Порядок создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете

Резервы по сомнительным долгам создают организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 265, ст. 266 НК РФ).

При формировании резерва нужно действовать следующим образом (п.4 ст.266 НК РФ).

Шаг 1. На последнее число отчетного (налогового) периода провести инвентаризацию дебиторской задолженности. Результаты инвентаризации оформить актом по форме, разработанной организацией самостоятельно с учетом положений ст. 9 закона № 402-ФЗ, либо с использованием унифицированной формы ИНВ-17, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.

При анализе дебиторской задолженности нужно определить долги, которые в соответствии с п. 1 ст. 266 НК РФ признаются сомнительными, и на основании которых будет создаваться резерв.

Под сомнительным долгом понимается задолженность, возникшая при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не погашенная в предусмотренный договором срок и не обеспеченная залогом, поручительством, банковской гарантией. То есть, если имеется залог или поручительство, то по такой задолженности нельзя создать резерв, даже если поручитель является банкротом (письма Минфина России от 10.07.2015 № 03-03-06/39756, от 14.01.2013 № 03-03-06/1/7).

С 2017 года прямая норма НК РФ устанавливает включать в резерв только часть задолженности, которая не покрыта встречным долгом этого же контрагента. То есть если у компании есть встречное обязательство перед контрагентом-должником, то сомнительным долгом считается только та сумма, которая превышает величину этого обязательства.

См. также: «Минфин пояснил, как формируется «сомнительный» резерв при наличии встречной кредиторки».

Следует отметить, что при создании резерва по сомнительным долгам организация не должна учитывать те суммы дебиторской задолженности, которые возникли в период применения системы налогообложения, отличной от общей, например ЕНВД (письмо Минфина России от 21.12.2012 № 03-11-06/3/90).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Шаг 2. По каждому сомнительному долгу определить процент отчислений и рассчитать общую расчетную сумму отчислений (РСО) по следующему принципу:

  • если с момента возникновения сомнительного долга прошло более 90 дней, то задолженность в полной сумме (100%) включается в резерв,
  • если срок сомнительной задолженности составляет от 45 до 90 дней (включительно), то в резерв отчисляется 50% от суммы долга,
  • если задолженность возникла менее 45 дней назад, то по ней резерв не создается.

ПСО = В × 10%,

где В – для резерва по итогам налогового периода – сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученная по итогам налогового периода; для резерва, который формируют по итогам отчетного периода, – наибольшая величина из сумм: выручка за прошлый год или за текущий отчетный период;

10% – ограничение суммы создаваемого резерва (4 ст. 266 НК РФ).

Ограничение может составлять менее 10% от суммы выручки (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.10.2004 № Ф08-5008/2004-1902А). Организация вправе самостоятельно выбрать нормативный процент, и он должен быть закреплен  в учетной политике. Обычно решение об установлении меньшего норматива принимается, когда отчисления в резерв по общему нормативу в 10% могут привести к получению убытка или нулевого финансового результата (например, при высокой выручке, но небольшой прибыли).

Шаг 4. Провести сравнение расчетной суммы отчислений (РСО) и предельной суммы отчислений (ПСО), т.е. результаты действий (2) и (3):

  • если РСО ≥ ПСО, то в резерв нужно включить сумму отчислений, соответствующих ПСО.
  • если РСО {amp}lt; ПСО, то в резерв включается сумма отчислений, соответствующая РСО.

Рассчитанную сумму отчислений включить в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266, подп. 7 п. 1 ст. 265, подп. 2 п. 7 ст. 272 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! За счет резерва списывается любой безнадежный к взысканию долг вне зависимости от того, участвовал он в формировании резерва или нет.  

Подробности см. здесь.

Следует отметить, что все действия, приведенные выше, применяются при создании резерва по сомнительным долгам для целей налогового учета. При формировании резерва в бухгалтерском учете действуют другие правила.

Например, в бухучете нет никаких ограничений по величине формируемого резерва, также не имеют значения сроки возникновения сомнительных долгов (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н). В связи с применением подобных ограничений в налоговом учете (наличие долгов со сроком возникновения менее 90 календарных дней, либо превышение расчетной величины отчислений в резерв над 10% суммы выручки), в бухгалтерском учете возможно появление вычитаемых временных разниц, приводящих к образованию отложенного налогового актива (п.

Бухгалтерская сомнительная задолженность – это «дебиторка», не обеспеченная гарантиями, которая не погашена или с большой вероятностью не будет погашена в установленный договором срок. При наличии такой задолженности организация обязана создавать резерв (п. 70 приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н).

В отличии от четко прописанного алгоритма определения сомнительной задолженности и размеров отчислений в резерв по ним в налоговом учете (проценты от количества дней просрочки), порядок расчета бухгалтерского резерва компания должна разработать сама и утвердить в учетной политике. Величина резерва будет зависеть от финансового состояния должника и оценки вероятности, что долг будет погашен полностью или частично (п. 70 приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н).

Пример

При инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной по состоянию на 31.03.2018, организацией были выявлены сомнительные долги:

  • долг № 1 – задолженность заказчика за оказанные услуги в размере 17 700 руб., (в т. ч. НДС 2 700 руб)., срок платежа по договору – 18 марта;
  • долг № 2 – задолженность покупателя за поставленную продукцию в размере 70 800 руб. (в т. ч. НДС 10 800 руб.), срок платежа – 12 января;

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) за 1 квартал 2018 года составила 2 714 000 руб., за 2017 год – 500 000 руб.

Бухгалтеру нужно рассчитать сумму отчислений в резерв по сомнительным долгам на 1 квартал.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Что нужно сделать

1. Определить расчетную сумму отчислений в резерв (РСО).

Номер долга

Сумма долга, руб.

Срок платежа по договору

Срок долга по состоянию на 31 марта, количество календарных дней

Процент отчислений в резерв

Сумма отчислений в резерв, руб. (гр. 2 × гр. 5)

1

2

3

4

5

6

№ 1

17 700

18 марта

Менее 45 дней

0

0

№ 2

70 800

12 января

от 45 до 90

50

35 400

Итого за 1 квартал

35 400

2 714 000 руб.×10% = 271 400 руб.

35 400 руб. {amp}lt; 271 400 руб.,

бухгалтер пришел к выводу, что к внереализационным расходам за 1 квартал надо отнести расчетную сумму отчислений в резерв в размере 35 400 руб.

В бухучете оба долга были признаны сомнительными, по ним в полной сумме был создан резерв. В связи с этим в учете образовалась вычитаемая временная разница, которая привела к образованию отложенного налогового актива в сумме 10 620 руб. = ((17 700 70 800) – 35 400) × 20% (п. 14 ПБУ 18/02). Отложенный налоговый актив отражается проводкой: Дебет 09 «Отложенные налоговые активы» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Вопрос о том, является ли для организации в
определенных нормативными документами случаях обязательным создание резерва по сомнительным долгам, по-разному решается в бухгалтерском и налоговом законодательстве.

Обратимся к нормативным документам по бухгалтерскому учету.

Порядок создания резервов по сомнительным долгам определяется пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н). Положение буквально гласит: “организация может (выделено автором) создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации”.

Итак, Положение устанавливает, что организация может создавать резервы по сомнительным долгам, из чего следует вывод о том, что создание таких резервов является элементом приказа об учетной политике организации. Однако это не совсем так. Процитированная норма вступает в противоречие с ПБУ 1/98 “Учетная политика организации” (утв.

приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н), пункт 7 которого устанавливает, что “учетная политика организации должна обеспечивать … большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности)”.

Согласно принципу консерватизма, расходы и убытки компании должны отражаться в бухгалтерской отчетности скорее рано, чем поздно, а доходы и прибыли скорее поздно, чем рано. Это означает, что в том случае, если у организации появляется существенная вероятность получения убытка, он должен быть зафиксирован в бухгалтерской отчетности.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Исходя из этого, в соответствии с предписаниями ПБУ 1/98, создание резервов по сомнительным долгам является обязанностью организации. И если в случае наличия у организации обязательств дебиторов, относящихся в соответствии с пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ к категории сомнительных, по ним не будет создан резерв, отчетность такой организации не может быть призвана достоверной.

Итоги

Наличие сведений о резервах по сомнительным долгам в бухгалтерском учете необходимо для информирования пользователей отчетности об объеме таких долгов в составе дебиторской задолженности. Организации должны создавать резерв по всем долгам своих покупателей, по которым истекли сроки оплаты и отсутствуют гарантии. ИП вправе создавать или не создавать сомнительный резерв по своему усмотрению.

Порядок подсчета суммы резервов по сомнительным долгам в бухучете устанавливается организацией самостоятельно и в обязательном порядке фиксируется в ее учетной политике.

В налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам – право организации. Если принято решение создавать резерв, то в НК РФ довольно четко прописан алгоритм его формирования. Бухгалтерский резерв обязаны создавать все, у кого есть непогашенная задолженность, которая, по мнению компании, не будет оплачена. Порядок расчета отчислений в резерв нужно разработать самостоятельно и прописать в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Какой долг является сомнительным?*

Примечание:* Напомним, что Федеральный закон от 06.06.2005 № 58-ФЗ вводит дополнительный критерий, необходимый для признания долга безнадежным (подробнее читайте здесь).

Согласно пункту 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, “сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями”. Таким образом, в соответствии с Положением,
наряду с непогашением обязательства в срок, характеристикой задолженности, позволяющей признать ее сомнительной, является отсутствие обеспечения “соответствующими гарантиями”. Под соответствующими гарантиями следует понимать способы обеспечения исполнения обязательств, предусмотренные ГК РФ.

В соответствии со статьей 329 ГК РФ, “исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором”.

НК РФ дает более конкретизированное определение сомнительного долга: “сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией” (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Таким образом, в случае, если долг дебитора организации обеспечен залогом, поручительством или банковской гарантией, он не может быть признан сомнительным, и по нему не может быть создан резерв, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. В связи с этим следует обратить внимание на содержание пункта 5 статьи 488 ГК РФ “Оплата товара, проданного в кредит”, согласно которому “если иное не предусмотрено договором купли-продажи, с момента передачи товара покупателю и до его оплаты товар, проданный в кредит, признается находящимся в залоге у продавца для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате товара”.

Из данной нормы ГК РФ следует, что при продаже товаров покупателям на условиях их последующей оплаты до момента погашения покупателем своей задолженности, она считается обеспеченной залогом в виде проданного товара. Следовательно, такая задолженность не может быть признана сомнительной, и по ней не может начисляться резерв по сомнительным долгам ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете.

Существует ли выход из этой ситуации? Предписание пункта 5 статьи 488 ГК РФ является диспозитивной нормой, то есть действует только в случае, “если иное не предусмотрено договором купли-продажи”. Таким образом, стороны договора поставки (как разновидности договора купли-продажи) могут специально включить в текст договора положение о том, что проданный на условиях последующей оплаты товар не будет признаваться сторонами данного договора находящимся в залоге у продавца.

Следует отметить, что на практике очень часто, даже в случае, когда в договоре специально не оговаривается отсутствие залога на проданный в кредит товар, покупатель, приобретая этот товар, реализует его еще до момента погашения обязательства перед поставщиком. При этом организация-поставщик не возражает против таких действий покупателя.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Ряд специалистов утверждает, что в этом случае действия сторон договора поставки автоматически доказывают отсутствие залога на товар. Однако в соответствии с процитированными положениями гражданского законодательства, действия сторон договора в данном случае означают, что поставщик просто не воспользовался своим правом залогодержателя, а не говорят об отсутствии факта наличия залога как такового.

Следовательно, повторим еще раз, возможность признания долга покупателя по договору поставки сомнительным в случае непогашения его в срок, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения, может быть обеспечена только включением в текст договора специального условия о непризнании продаваемых товаров находящимися в залоге у поставщика до момента их оплаты покупателем.

Оцените статью
Финансовый консультант