Сбербанк доля государственного участия

Сбербанк

Равноудаление ЦБ из Сбербанка

Во вторник ЦБ и Минфин объявили, что разработали законопроект, который предусматривает выход Банка России из капитала Сбербанка, определяет порядок и условия продажи акций. Он направлен в правительство и, как ожидается, будет рассмотрен уже на следующем заседании в четверг, 13 февраля (вместе с “социальными” поправками в бюджет, которые частично и профинансирует).

Предполагается, что пакет ЦБ будет приобретен за счет средств Фонда национального благосостояния по рыночной стоимости. “Инвестиции ФНБ в акции ПАО “Сбербанк России” соответствуют целям управления ФНБ – обеспечению сохранности вложенных средств и стабильного дохода от их размещения. Ожидаемая дивидендная доходность акций ПАО “Сбербанк России” по итогам 2019 года значительно превысит стоимость заимствований на рынке облигаций федерального займа”, – выражает удовлетворение Минфин, оператор ФНБ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Проблема конфликта интересов ЦБ как регулятора рынка и как акционера Сбербанка существует столько же, сколько современная российская банковская система. Сам ЦБ, впрочем, никогда не любил распространяться на эту тему. Десять лет назад тогдашний зампред Банка России Сергей Голубев публично посетовал, что надзор за Сбербанком по сути не является полноценным.

“Сбербанк достаточно много нарушений допускает, и мы сделать ничего не можем. Это тяжелая проблема. Председатель Центрального банка является председателем набсовета (Сбербанка – ИФ) – это конфликт интересов, неполноценным становится надзор за таким банком. Надо выходить (из капитала Сбербанка – ИФ)”, – сказал тогда Голубев.

В заявлении о подготовке законопроекта этой теме посвящен отдельный абзац.

“При совмещении роли акционера, регулятора и надзорного органа существует определенный конфликт интересов, которым тем сложнее управлять, чем более комплексным и обширным становится регулирование и экономические отношения в финансовой среде. Продажа Банком России акций ПАО “Сбербанк России” позволит снять вопросы в отношении такого конфликта интересов и равноудаленности регулятора от участников финансового рынка”, – сказано в заявлении.

ЦБ и Минфин при этом констатировали, что Сбербанк – “крупнейший финансовый институт в России, в том числе по оказанию финансовых услуг населению, поэтому целесообразно сохранить значимое участие государства в его капитале”. “Одновременно ПАО “Сбербанк России” является одним из крупнейших публичных обществ, поэтому важно сохранить и развивать зрелую систему корпоративного управления, представляющую самостоятельную ценность для ПАО “Сбербанк России”, его акционеров, клиентов и государства в целом.

Далее ЦБ и Минфин пообещали миноритариям Сбербанка оферту, причем выставит ее вовсе не правительство как покупатель, а Банк России.

“В связи с уникальными условиями предстоящей сделки в законопроекте предусмотрены особенности применения федерального закона “Об акционерных обществах”, касающиеся направления обязательного предложения миноритарным акционерам о выкупе акций. Законопроектом предполагается, что такое предложение будет сделано Банком России миноритарным акционерам ПАО “Сбербанк России” единовременно при продаже первой части пакета акций по цене аналогичной цене продажи”, – сказано в заявлении. Ни ЦБ, ни Минфин так и не ответили на вопрос, как возник вариант с “офертой продавца”.

Сроки реализации пакета ЦБ в Сбербанке, а также определение количества лотов акций для продажи будут зависеть от наполнения Фонда национального благосостояния, сообщили “Интерфаксу” в Банке России.

“Акции будут проданы по рыночной стоимости, формула определения которой указана в законе. Средневзвешенная цена за 6 полных месяцев до даты первой сделки. Эта цена будет применяться в отношении всего пакета”, – отметили в ЦБ.

Оферта вряд ли будет привлекательным предложением для миноритариев Сбербанка: по подсчетам “Интерфакс-ЦЭА”, средневзвешенная цена сделок на основных торгах “Московской биржи” за последние шесть месяцев (то есть за период с 12 августа 2019 года) составляет около 237 рублей, что существенно ниже текущих рыночных котировок (254,5 рубля на закрытие торгов во вторник).

Законопроект предполагает, что до конца 2022 года Банк России должен будет реализовать выкупленные по оферте акции.

Что касается наблюдательного совета Сбербанка, кандидаты в его новый состав должны быть выдвинуты до 18 марта. Банк России ведет консультации с правительством и администрацией президента по этому вопросу. Предварительно предполагается, что количество его сотрудников в составе следующего набсовета сократится до трех человек с нынешних пяти, сообщили в ЦБ.

Способы государственного участия

  • В силу закона
  • Полное участие
  • Частичное участие
  • Косвенное участие
  • Контроль государства

К первому варианту относятся банки, которые сами созданы на основании соответствующих федеральных законов. И государство в них не участвует, а они сами олицетворяют государство: Центральный банк.

Ко второму способу относятся банки, где государство владеет 100% акций банка. Например, Россельхозбанк или РНКБ.

Сбербанк доля государственного участия

Частичное – это наличие у государства контрольного пакета акций. Классический пример такого банка – это Сбербанк. Хотя все и считают его государственным, на самом деле государству принадлежит лишь 52,32% его акций в лице Банка России. Но при этом никто не считает Банк Российский капитал государственным, а ведь доля участия в нём государства в лице АСВ – 100%.

Косвенное – это когда государственное участие происходит через одну из подконтрольных организаций, а не на прямую.  Самый понятный пример это банки группы ВТБ. Так, более 99% акций ВТБ24 принадлежало ВТБ. В свою очередь государству принадлежит 60,9% самого ВТБ. Следовательно, государству принадлежало и ВТБ24.

Есть и более сложные конструкции – Почтобанк. Более 96% его акций принадлежало 96,784% Связь-Банку. Акции самого Связь-Банка принадлежат Внешэкономбанку (более 99%). А Внешэкономбанк уже является государственным действуя на основании специального федерального закона.

Контроль. В эту категорию можно отнести те организации, в которых назначена временная администрация, например, на время санации АСВ или после отзыва лицензии.

Деньги: откуда и куда

Согласно Бюджетному кодексу, средства ФНБ можно инвестировать при достижении его ликвидными активами показателя 7% ВВП. Это право должно появиться у правительства в текущем году, в последние месяцы идет активная дискуссия о том, как и на что тратить эти деньги. Глава Минфина Антон Силуанов ранее говорил, что без влияния на денежно-кредитную политику можно инвестировать из ФНБ часть от общего объема превышения над лимитом – порядка 1 трлн рублей за три года, то есть 300-350 млрд рублей в год.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

На 1 февраля объем ликвидных активов ФНБ составил эквивалент 6,2 трлн рублей, или 98,3 млрд долларов (5,5% ВВП). На конец 2020 года Минфин прогнозирует этот показатель в 9,6 трлн рублей, или 8,5% прогнозного ВВП.

Пакет акций Сбербанка приобретается за счет средств ФНБ в части превышения 7% ВВП. Так как в ФНБ недостаточно средств для покупки всего пакета одномоментно, в сделке возникает этапность, пояснил Минфин. “По нашим прогнозам, за 12 месяцев средства в ФНБ в достаточном объеме для выкупа всего пакета должны сформироваться.

Источник “Интерфакса” в финансово-экономическом блоке правительства оценивает превышение планки в 7% ВВП после перечисления в ФНБ нефтегазовых допдоходов 2019 года в диапазоне 1,3-1,7 трлн рублей при текущей рыночной стоимости выкупаемого пакета Сбербанка в 2,8 трлн рублей. Примерно на эту сумму и будут куплены акции в текущем году, остальное – позже.

По данным собеседника агентства, Банк России зафиксирует прибыль от продажи пакета акций Сбербанка в размере около 2,45 трлн рублей, и поднимет в федеральный бюджет в денежной форме порядка 1,25 трлн рублей в ближайшие четыре года. Так, в 2020 году предполагается, что в федеральный бюджет поступит 350 млрд рублей, в 2021 году – 300 млрд рублей, в 2022 году – 400 млрд рублей, в 2023 году – 200 млрд рублей.

Еще на 500 млрд рублей ЦБ передаст в бюджет требований к Сбербанку по части субординированного займа на 150 млрд рублей и к ВЭБу по депозиту на 350 млрд рублей.

Наконец, 700 млрд рублей из средств, полученных от продажи, предполагается включить в состав доходов ЦБ за 2020 год. Как пояснил источник, средства пойдут на покрытие убытков ЦБ от санации банков через механизм Фонда консолидации банковского сектора.

Силуанов заявил, что выкуп доли ЦБ в Сбербанке “не отменяет наших планов по инвестированию ФНБ в инфраструктурные проекты”. Правда, если “сверхлимитных” денег ФНБ в этом году не хватит на выкуп всего пакета акций Сбербанка, не вполне понятно, откуда взять еще 300-350 млрд рублей на инвестиции. Впрочем, можно предположить, что реальные вложения ФНБ в текущем году такими и не будут: маховик расходов еще надо “раскрутить”.

Планируемые поступления денег ФНБ транзитом через ЦБ в бюджет в 2020 году практически полностью покроют расходы на социальные меры из президентского послания: Минфин ранее оценивал их в 383,3 млрд рублей (выплаты малоимущим семьям на детей – 159,2 млрд рублей, маткапитал – 122,4 млрд рублей). В 2021 году общий объем этих допрасходов будет уже значительно больше – 776,5 млрд рублей, в 2022 году достигнет 849 млрд рублей, а в 2023-2024 годах перевалит за триллион.

Банки с господдержкой список 2020

Банк Доля участия

В силу закона

Банк России (Центральный банк Российской Федерации) 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
Внешэкономбанк (Банк развития и внешнеэкономической деятельности) (деятельность регулируется специальным законом №82-ФЗ “О банке развития”)

Полное участие

АО “Россельхозбанк” 100% акций, имеющих право голоса (Росимущество)
РНКБ Банк (Российский Национальный Коммерческий Банк) 100% (Росимущество)
АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» 100% Агентство ипотечного жилищного кредитования» (АО «АИЖК»)

Частичное участие

АО “МСП Банк” 100% Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства
АО РОСЭКСИМБАНК 100% Внешэкономбанк
АО “ГЛОБЭКСБАНК” 99,99% у Внешэкономбанка
ПАО АКБ “Связь-Банк” 99,7745% – акций у Внешэкономбанка
Акционерное общество «Всероссийский банк развития регионов» (ВБРР) 84,67% принадлежит НК «Роснефть»
ОИКБ “Русь” 48,5972 % Оренбургская область
51,2747% банк «ОРЕНБУРГ» (99,73% Оренбургская область)
ВТБ (ПАО) 60,93% акций принадлежит государству (Росимущество)
АК БАРС 64,222% Республика Татарстан
Сбербанк 52,32% принадлежит Центробанку
АКБ “НОВИКОМБАНК” 53,83613% «Ростех»
46,16387% Рособоронэкспорт
КБЭР “Банк Казани” 42,1724% Город Казань
АО Газпромбанк 87,5955% – ПАО Газпром, вкл. дочерние компании
8,5341% – Внешэкономбанк
Хакасский Муниципальный Банк 33,362% г. Абакан

Косвенное участие

РНКО “Нарат” 100% АК БАРС
ПАО “Крайинвестбанк” 99,99% – РНКБ

Контроль государства

Банк ФК Открытие 99,99% Центральный банк
Генбанк 72,45% АСВ
6,89% Республика Крым
6,89% город Севастополь
ТРАСТ 99,99% Банк России
Промсвязьбанк 99,99% АСВ
Автовазбанк 100% Банк России
Рост банк 99,99% Банк России (начато присоединение к банку ТРАСТ)
Азиатско-Тихоокеанский Банк 99,99% Банк России (публикация от 28.09.2018)
БИНБАНК 99,99% Банк России (публикация от 25.10.2018)
ФОНДСЕРВИСБАНК 99,76% Роскосмос (публикация от 07.12.2018)
МИнБанк 99,99% Банк России (публикация от 22.07.2019)
ВОКБАНК 99,99% Банк России (публикация от 28.08.2019)
UPD: будет присоединен к МИнБанк (публикация от 30.08.2019)
Также на санации:

Все в рамках правил

Еще одна сложность, которую сопровождают крупные операции с участием ФНБ: их надо вписать в рамки бюджетного правила, по которому ЦБ ежедневно продает валюту на рынке.

Во вторник ЦБ объявил, что продажа на внутреннем рынке валюты, которую он приобретет у ФНБ в рамках реализации механизма бюджетного правила в связи с покупкой за счет средств фонда акций Сбербанка, “будет осуществлена равномерно в течение от трех до семи лет после заключения указанной сделки”.

“Банк России объявит ежедневный объем продажи иностранной валюты на внутреннем рынке, связанный с данной операцией, и дату начала этих продаж после определения стоимости и даты заключения сделки”, – заявил регулятор, напомнив о своем праве приостанавливать операции в рамках бюджетного правила в случае возникновения угроз для финансовой стабильности.

Пакет ЦБ в Сбербанке обойдется ФНБ более чем в 40 млрд долларов. Если разложить эту сумму на три года, это даст порядка 70 млрд рублей в месяц при нынешнем объеме продаж в 214 млрд рублей. “Размазав” эти покупки на семь лет, ЦБ заметно сгладит эффект: это добавит к продажам порядка 30 млрд рублей в месяц.

Параметры продажи Банком России валюты, которую он приобретет у ФНБ в связи с покупкой у регулятора акций Сбербанка, будут определены независимо от текущих операций с валютой в рамках бюджетного правила, пояснили “Интерфаксу” в ЦБ.

“Параметры операций, связанных с продажей иностранной валюты на внутреннем рынке в связи с покупкой на средства ФНБ пакета акций Сбербанка (период, в течение которого они будут выполняться, и их ежедневный объем), будут определены независимо от уже осуществляющихся операций в рамках бюджетного правила”, – сообщили в Банке России.

При этом ЦБ отмечает, что определит значение общей корректировки операций по продаже и покупке валюты в рамках бюджетного правила, будет проводить их на нетто-основе – то есть не будет одновременно осуществлять разнонаправленные операции.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

“Для лучшего понимания участниками рынка совокупного эффекта растянутых во времени операций, связанных с выполнением бюджетного правила, Банк России определит значение общей корректировки по сравнению с регулярными покупками министерства финансов, которая будет включать в себя объем отложенных в 2018 году покупок. Операционно Банк России будет проводить операции на внутреннем валютном рынке в рамках бюджетного правила на нетто основе”, – подчеркнул ЦБ.

Оцените статью
Финансовый консультант