Куда ведет Беларусь цепочка долгов?

Кредит

Что такое государственный долг?

Это сумма задолженности государства перед отечественными и иностранными кредиторами. Если правительство больше тратит, чем зарабатывает, естественно, ему приходится за счет чего-то покрывать нехватку средств.

Страны берут кредиты для различных нужд: покрыть дефицит бюджета, для развития инфраструктуры, инвестиций и даже для того, чтобы поддержать финансовую систему. Долги государства перед резидентами называют внутренним госдолгом, а то, что оно должно иностранным организациям, банкам, компаниям и странам, — внешним госдолгом.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Беларусь брала кредиты на самые разные цели: для того, чтобы поддержать финансовую стабильность, валютный курс, для инвестиций в реальный сектор экономики, на развитие инфраструктуры.

Какие шаги предпринимает Республика Беларусь для снижения внешнего долга?

В декабре прошлого года общий государственный долг Беларуси составил 43,7 млрд рублей. Внешний госдолг — 16,6 млрд долларов.

Больше всего Беларусь должна России, Китаю, Евразийскому фонду стабилизации и развития, держателям белорусских еврооблигаций и Всемирному банку.

В 2020 году правительство погасит почти 6 млрд рублей долга. 3,7 млрд вернет иностранным кредиторам, 2,2 млрд — отечественным. Причем для оплаты большей части долга планируется взять новые кредиты.

Тем не менее за счет новых заимствований к концу 2020 года госдолг все равно вырастет до рекордных 54,4 млрд рублей.

Минфин уже не первый год практикует размещение гособлигаций на внутреннем и внешних рынках. Размещение ценных бумаг − один из способов привлечения заимствований. Особенность в том, что государство, банки или компании, размещая облигации, получают деньги достаточно быстро и взамен им не нужно выполнять какие-либо обязательства, которые нередко требуют кредиторы-банки, страны или международные финансовые организации.

Куда ведет Беларусь цепочка долгов?

В последние годы Минфин действительно стал размещать на внешних рынках евробонды (еврооблигации), особенно когда не складываются отношения с основными кредиторами. Как это было в прошлом году, когда Беларусь так и не получила деньги от России и Евразийского фонда стабилизации и развития, на которые рассчитывала.

Пока основной долг у Беларуси перед Россией — свыше 8 млрд долларов. Это больше, чем белорусское правительство должно Китаю, держателям белорусских еврооблигаций и Всемирному банку вместе взятым.

Как отмечает аналитик проекта «Кошт урада» Жанна Кулакова, размещение облигаций позволяет не только более быстро привлечь средства, но и диверсифицировать источники финансирования. Потому что зависимость от одного кредитора ставит Беларусь в невыгодное и рисковое положение. А разнообразие обязательств и своевременные выплаты по ним создают хорошую кредитную историю и повышают доверие кредиторов в будущем.

В первом квартале этого года Беларусь разместит евробонды на 1−1,2 млрд долларов. Это удобно, потому что никто не будет требовать от Минска реформ, повышения стоимости ЖКУ, как это делает Международный валютный фонд, давая свои средства в долг, или выставлять какие-то другие требования. Но так как покупка облигаций считается более рискованным вложением, чем предоставление кредита, то проценты по ним выше, вплоть до 6−7% годовых. Значит, обходятся стране такие заимствования значительно дороже, чем кредиты того же МВФ под 2−3%.

Увеличение кредиторской нагрузки влияет на бюджет не лучшим образом. В 2018 году на оплату процентов по займам уйдет свыше 1 миллиарда и еще 3 миллиарда долларов на погашение кредитов. Правительство выработало шаги по перекрытию кредиторских задолженностей. В период с 2019 по 2025 год намечено возмещение основной части займов.

Затраты на возврат займов закладываются в бюджете страны, также предусмотрено рефинансирование за счет новых займов.

Такой размер госдолга — это страшно? Знаю, что есть страны, где он намного выше

Сам по себе госдолг не так страшен в том случае, если экономика страны работает и развивается. Куда важней — его соотношение к ВВП. По последним данным, белорусский госдолг составляет 36% к ВВП.

По мнению экономистов, пока госдолг не достиг назначенного властями порога — 45% к ВВП, — он не принесет экономике больших проблем.

Плюс к этому важны условия, на которых он принят, под какие ставки, на какой срок, в какой валюте. Если у страны долг кажется большим, но экономика функционирует успешно и кредиторы готовы давать ей новые деньги под низкий процент, это признак здоровой экономики и доверия к ней. Соответственно, она без больших усилий сможет постепенно выполнять долговые обязательства.

Как видно из данных выше, Беларусь сейчас переживает такой этап, когда выполнить обязательства по старым долгам удается за счет новых. С одной стороны, мы не единственные, кто оказывается в такой ситуации, новые кредиты для рефинансирования старых пока удается находить. Но с другой стороны, экономика страны растет медленней, чем планировало правительство, экспорт отечественной продукции, который приносит валюту, сокращается, а по бюджету уже не удается свести дебет с кредитом и приходится тратить накопления. Получается, что свободных денег на долговые выплаты нет, приходится брать новые, чтобы расплатиться со старыми.

Какой внешний долг Белоруссии и кому должна страна?

Внешний долг Беларуси на сегодняшний день достиг 16,6 миллиардов долларов.

Основными кредиторами являются:

  • Россия;
  • Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР);
  • Китай;
  • Держатели белорусских еврооблигаций;
  • Всемирный банк.

Самые крупные займы государства РБ:

  1. 80 0000 000 $ – ЕФСР;
  2. 55 2000 000 $ – займы у правительства и банков России (см. внешний долг России);
  3. 446 000 000 $ – банки Китая.
  4. 93 500 000 $ – задолженность перед западными партнерами;
  5. 95 000 000 $ – Всемирному банку.

Куда ведет Беларусь цепочка долгов?

Беларусь практически не берет кредиты в ЕС и США. У Международного валютного фонда, предоставляющего займы на выгодных условиях, Беларусь кредитов не берет.

Подождите. Правительство набрало долгов, оно и будет отдавать. При чем тут я?

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

Деньги на обслуживание госдолга, то есть выплату процентов, идут из республиканского бюджета, который формируется в том числе из налогов. Получается, что проценты за кредиты страны выплачиваются за налоги населения и бизнеса. В этом году из казны уплатят почти 2,8 млрд рублей.

Представьте, каждый десятый расходованный из республиканского бюджета рубль пойдет не на образование, медицину или улучшение инфраструктуры, а будет перечислен тем, кому Беларусь задолжала.

Чем под больший процент берутся кредиты, тем больше придется выделять на их уплату денег из бюджета.

Подождите. Правительство набрало долгов, оно и будет отдавать. При чем тут я?

На погашение госдолга в 2018 будет правленое 2,5 млрд. белорусских рублей. Расходы на погашения внешнего долга Республики Беларусь в 2018 году составят 5,4 млрд. рублей. Соответственно, будет погашена сумма в размере 8 млрд. белорусских рублей. С 2018 начинается динамика активного снижения госдолга страны.

Расходы Беларуси по внешнему государственному долгу в 2018 году (миллионов долларов США)

Интересно: 1 белорусский рубль = 31,49 российских рублей (белор. рубель; код ISO — BYN, до 1 января 2000 года — BYB, с 1 января 2000 года до 1 июля 2016 года — BYR).

Расходы по выплатам на внешний долг Беларуси за 2018 год:

  • 1 007 500 000 $ – Россия;
  • 938 600 000$ – владельцам национальных облигаций;
  • 563 400 000 $ – платежи Китаю;
  • 475 700 000$ – оплата Евразийскому фонду стабилизации и развития;
  • 95 300 000 $ – выплаты Всемирному банку;
  • 4 300 000$ – оплата США;
  • 2 700 000 $ – выплаты СВИ;
  • 2 400 000$ – оплата Европейский банк реконструкции и развития.

Минфин руководствуется правилом, которое заключается в том, что 75 % от суммы задолженности рефинансируется, а 25% буде выплачиваться за счет не долговых источников.

Если у страны нет средств, чтобы покрыть старые долги, а новых кредитов никто не дает, может случиться дефолт, то есть неспособность выполнять свои долговые обязательства. После того как страна объявляет о дефолте и отказывается возвращать долги, новые ей уже не светят.

Куда ведет Беларусь цепочка долгов?

К счастью, Беларуси это пока не грозит. В принципе, правительство имеет план по выплатам и обслуживанию долгов. Но если же вдруг что-то помешает совершить очередную выплату — к примеру, новый кредитор вдруг передумает, в ход пойдут запасы из золотовалютного резерва. Как вариант, Беларусь может возобновить переговоры с МВФ, который согласится дать кредит на условиях проведения определенных реформ.

Так что, скорее всего, резкого ограничения доступа к внешнему финансированию не произойдет. Ресурсы можно будет находить, вопрос только в условиях.

А что будет, если кредиторы не согласятся давать в долг?

Когда экономика работает без привлечения кредитных ресурсов, она развивается медленней. Ведь для инвестиций в этом случае приходится годами самостоятельно накапливать ресурсы и потом еще долго ждать отдачи. Если правительство страны уверено, что экономика будет расти, то есть смысл привлекать кредиты для инвестиций в ту же инфраструктуру, в человеческий капитал. Тогда, постепенно их отдавая, страна одновременно получает отдачу от своих усилий.

Тем не менее любой долг влияет на экономический рост. Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович отмечает, что на начальной стадии привлечение кредитов способствует росту экономики. Но когда долг достигает определенного уровня, его влияние меняется на негативное. Если экономика растет не очень активно, а государство продолжает брать новые кредиты, в какой-то момент их обслуживание становится слишком дорогим.

А если взять и напечатать денег? Ими и рассчитаемся!

В Беларуси больше 90% накопившегося долга номинировано в иностранной валюте, в основном в долларах. В Беларуси их не напечатаешь. Можно, конечно, включить станок для того, чтобы получить больше белорусских рублей. Вот только шансов конвертировать их потом в валюту — практически никаких. Валюту в страну приносит экспорт товаров и услуг. Но сейчас у компаний, торгующих на внешних рынках, все идет не так радужно, чтобы они могли продавать такой объем заработанных долларов.

Но вопрос не только в этом. Есть одно из важнейших правил экономики — печатание денег для решения проблем приводит к более серьезным последствиям. Каждый раз, когда Нацбанк вынуждали напечатать лишние деньги, это неизбежно приводило к обесцениванию рубля, резкому росту стоимости иностранных валют, сильной инфляции и в итоге сильно ухудшало благосостояние населения. Так что Нацбанк зарекся включать печатный станок без экономически обоснованных причин.

Так что есть два варианта расплачиваться по валютным долгам: активней зарабатывать валюту или продолжать брать новые кредиты.

Какой госдолг у Беларуси?

Справедливости ради стоит отметить, что рефинансирование долгов — привычное дело для многих стран. Задача в том, чтобы рассчитаться со старыми долгами с привлечением новых средств на более выгодных условиях. Например, отдать старый краткосрочный кредит, который брали под высокий процент, позаимствовав для этого у новых партнеров средства на более выгодных условиях.

Но даже если бы Минск решил расплатиться со всеми долгами разом, у него бы это не вышло. Медленный рост экономики не позволяет рассчитываться с долгами без привлечения новых кредитов. А в запасе, точнее — золотовалютных резервах, есть только 9,4 млрд долларов. Эти запасы расходуются только в экстренном случае. Более того, стране без таких запасов будет непросто взять в долг в случае необходимости.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

Поэтому правительство и решило в ближайшие годы четверть долгов и проценты по кредитам отдавать своими силами, а 75% − рефинансировать.

Оцените статью
Финансовый консультант