Уровень диверсификации это

Капитал

Когда нужно распределение средств

Так как диверсификация служит для снижения отдельных рисков, то анализ в этом вопросе – основной фактор. Это значит, что если с помощью распределения средств или подходов можно снизить риски без серьезной потери эффективности, то диверсификация оправдана. В остальных случаях ее применение обладает нулевым, а иногда и отрицательным эффектом.

Например, вести закупки у одного поставщика – это не лучший подход к ведению дел . Вообще риски компании сильно возрастают, когда ее стабильность зависит от какого-либо единичного фактора, будь то один продукт или единственный канал сбыта.

Поэтому умеренная диверсификация в этих направлениях будет хорошим решением, так как защищает от индивидуальных рисков контрагента, продукции или клиента.

С другой стороны, покупая сырье или товары у слишком большого количества поставщиков, предприниматель лишается оптовых скидок. При невысокой маржинальности это может привести к серьезному падению рентабельности бизнеса. А значит, такая диверсификация будет неоправданной.

Цели и способы достижения

Помимо снижения рисков, диверсификация может способствовать достижению следующих целей:

  • получение финансовых выгод;
  • масштабирование и рост;
  • сбалансированность и устойчивость;
  • повышение отдачи и общей рентабельности;
  • сохранение активов в кризисные периоды;
  • тестирование новых направлений для выявления потенциальной прибыли.

Способы достижения оптимального распределения капитала, активов могут достигаться за счет:

  • перераспределения собственных активов и мощностей;
  • приобретений на стороне;
  • эффективного управления активами.

Значения

Диверсифика́ция — мера разнообразия в совокупности. Чем больше разнообразие, тем больше диверсификация. Диверсификация — важная инвестиционная концепция. Она снижает рискинвестиционного портфеля, при этом чаще всего не снижая доходность.

Наибольший эффект от диверсификации достигается добавлением в инвестиционный портфель активов различных классов, отраслей, регионов таким образом, чтобы падение стоимости одного актива компенсировалось ростом другого. Это наилучший способ получения экономической выгоды от инвестиции[2].

Наряду с этим известна и «наивная диверсификация» (англ. naive diversification) — стратегия, применяя которую, инвестор просто инвестирует в ряд различных активов и надеется, что вероятность получения доходов от этого портфеля тем самым повышается. Использование этой стратегии не обязательно приводит к снижению связанных с портфелем рисков и даже может повысить эти риски.

  1. Распределение инвестируемых или ссужаемых денежных капиталов между различными объектами вложений с целью снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него. Такую диверсификацию называют диверсификацией кредитов. В области банковских операций принцип диверсификации проявляется в распределении ссудного капитала между большим числом клиентов. Иногда банковское законодательство запрещает коммерческим банкам предоставлять одной фирме кредит на сумму, превышающую 10 % собственного капитала банка. На принципе диверсификации базируется деятельность инвестиционных компаний и фондов.
  2. Расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.

Преимущества и недостатки

Плюсами диверсификации можно назвать те цели, которые она помогает достигать. В первую очередь это снижение рисков.

Другие преимущества распределения активов:

  1. Финансовая стабильность.
  2. Защита от рейдерских захватов в моменты нестабильной рыночной конъюнктуры.
  3. Инвестиции и освоение новых направлений бизнеса.
  4. Появление конкурентных преимуществ за счет большего присутствия и расширения продуктовой линейки.

Основной минус использования диверсифицированных подходов – снижение возможной прибыльности и отдачи, которую мог бы обеспечить отдельный объект. В бизнесе этот процесс всегда связан с дополнительными издержками. Не менее важно, что чрезмерная распыленность между активами или инвестициями не дает положительного эффекта, поэтому ее следует избегать.

Стратегии диверсификации

Чтобы структурировать подходы и более эффективно оперировать процессами диверсификации, выделяют 4 стратегии:

  • вертикальная;
  • горизонтальная;
  • центрированная;
  • конгломеративная.

Дальше расскажу о каждой стратегии подробнее.

Центрированная

Эта стратегия диверсификации подразумевает дополнительные предложения в рамках уже имеющейся продукции. Так, пекарня, производящая булочки, начинает продавать полуфабрикат в виде теста. Или автомобильная компания помимо продажи машин оказывает услуги по ремонту, кредитованию или продаже резиновых ковриков для салона автомобиля.

Горизонтальная

Эта стратегия предполагает создание новых направлений продаж в одном и том же сегменте бизнеса. Хорошим примером может служить ситуация, когда компания выходит на зарубежный рынок, расширяя свое присутствие и структуру продаж, не создавая новых продуктов.

Вертикальная

Построение новых структур, способных создать синергический эффект для уже имеющихся направлений. По-другому, это охватывание дополнительных этапов производственного цикла компании от начального сырья до конечного продукта.

К примеру, если фермер, который выращивает и продает помидоры, дополнительно открывает завод по производству томатной пасты, то этот процесс можно назвать вертикальной диверсификацией.

Мнение эксперта

Владимир Сильченко

Частный инвестор, предприниматель и автор блога

Задать вопрос

Лучше всего использовать комбинацию из нескольких стратегий. Однако это требует больших затрат и обязательно должно быть оправдано с точки зрения эффективности процесса.

Начинать можно с вертикальной или горизонтальной диверсификации, после добавляя элементы от центрированной и конгломеративной моделей.

Ссылки

  • Гольдштейн Г. Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1995.

Эта страница в последний раз была отредактирована 23 декабря 2019 в 18:12.

Оцените статью
Финансовый консультант