Как закрыть ИП и избежать долгов

Банк

11. Соберите все документы и положите в надёжное место

Если клиенты не до конца с вами рассчитались, стоит обеспокоиться этим заранее. Когда вы закроете ИП и расчётный счёт, с которым работали в качестве предпринимателя, получить старые долги будет непросто. Придётся придумывать альтернативные пути перевода денег, например на вашу личную карту. Но если об этом узнает налоговая, она может счесть происходящее незаконным предпринимательством. Так что собирайте рабочие долги, пока у вас есть статус ИП.

Налоговая может проверить вас, даже если ИП уже не существует. На этот случай следует иметь при себе все бумаги о прошлой деятельности: выписку о закрытии ИП, договоры, счета, акты. Всё это необходимо хранить четыре года. Документы об уплате страховых взносов не утилизируйте ещё шесть лет.

2. Рассчитайтесь с подрядчиками и контрагентами

Закрытие ИП не снимает с бизнесмена обязательств по долгам. Их с него всё равно могут истребовать, правда, уже как с физлица. Если кредиторы доведут дело до суда и выиграют его, то приставы опишут личное имущество и заморозят счета. Перспектива безрадостная, поэтому по долгам необходимо платить.

И сделать это лучше до того, как закрыть ИП и расчётный счёт, — чтобы не пришлось придумывать хитроумных схем перевода денег.

3. Увольте работников

Разумеется, этот шаг необходим, только если у предпринимателя есть работники. Вам придётся сделать следующее:

  • Уведомить службу занятости о решении закрыть ИП и предстоящих увольнениях. Передать ведомству данные сотрудников, которые лишатся работы.
  • Сообщить сотрудникам об увольнении в письменном виде под подпись за две недели до дня Х, если трудовым договором не предусмотрено иное.
  • Подготовить приказ о прекращении трудового договора с сотрудником в связи с закрытием ИП. Зафиксировать данные о документе в журнале регистрации приказов по личному составу. Ознакомить с документом работника — под подпись.
  • Составить записку‑расчёт, в соответствии с которой будут решаться все финансовые вопросы с сотрудником.
  • Внести записи о расторжении трудового договора в трудовую книжку и личное дело работника.
  • Рассчитаться с ним. Выдать ему трудовую книжку, справку 2‑НДФЛ за последний год и документ о доходах за последние 2 года.

Впоследствии останется уплатить страховые взносы за работников — их необходимо перечислить в 15‑дневный срок. Подробнее можно прочитать в отдельном материале Лайфхакера. Затем нужно сдать отчёты:

  • в налоговую — 6‑НДФЛ и расчёт по страховым взносам;
  • в Фонд социального страхования — расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4‑ФСС;
  • в Пенсионный фонд — сведения о застрахованных лицах по формам СЗВ‑М и СЗВ‑СТАЖ.

Самые популярные вопросы по закрытию ИП

Подавляющее большинство несостоявшихся предпринимателей – люди грамотные не только в коммерческих вопросах, но и имеющие хотя бы азы юридических знаний. Поэтому они стремятся провести процедуру закрытия своего бизнеса самостоятельно.

Второй путь – обратиться к специалистам, которые за определённую плату проанализируют все этапы вашей предпринимательской деятельности, соберут необходимую, как правило отсутствующую документацию. Помогут восстановить документы налоговой отчётности и проведут закрытие ИП с минимальным участием в процессе самого индивидуального предпринимателя.

Как закрыть ИП и избежать долгов

Двойственность правового статуса индивидуального предпринимателя освобождает его от некоторых обязанностей, которые должны соблюдать юридические лица.

В большинстве случаев вопросы, задаваемые на консультациях индивидуальными предпринимателями, решившими прекратить регистрацию в таковом статусе, однотипные и касаются вопросов: можно ли закрыться с долгами и что будет с долгами после прекращения регистрации.

Нет, не надо. После поступления заявления в ФНС о прекращении регистрации в качестве ИП она сама направляет все необходимые уведомления, а фонды снимают с регистрации.

В ту налоговую инспекцию, в которой ИП проходил регистрацию. Даже если он сменил регион проживания.

Нет. Автоматического списания задолженности не произойдёт. Если сумма долга превышает 500 тысяч рублей, ФНС может возбудить дело о банкротстве – тогда долги спишутся, после реализации имущества. Если долги меньше — взыскание может производиться на основании исполнительного листа по новому месту работы.

Да можно. Проблем с закрытием нет. Остаются долги, которые надо погашать или банкротиться.

Как закрыть ИП и избежать долгов

Нет. Не освобождает. В течение 3 лет после закрытия ИП любой из этих фондов, может в судебном порядке взыскать задолженность.

Нет. Исключение ИП из ЕГРИП освобождает его от подачи отчётности во все фонды и налоговую инспекцию. Единственное о чём следует помнить, после исключения из ЕГРИП, в течение 14 дней надо уведомить об этом ФОМС.

При регулярной подаче нулевой декларации налоги на ИП не начисляются. Стоит просрочить подачу нулевой декларации и сразу же начнётся начисление штрафов и пеней.

Отказать в закрытии ИП не имеют права. При этом все финансовые обязательства закрытого ИП сохраняют силу. Предприниматель освобождается только от начисления новых пеней и штрафов.

Если вы самостоятельно закрываете ИП, затраты минимальны:

  • 160 рублей госпошлины (при подаче заявления в электронном виде через официальный сайт ФНС – бесплатно);
  • нотариальное удостоверение форма Р26001 – зависит от нотариуса;
  • траты на изготовление ксерокопий документов.

Чтобы закрыться с долгами, необходимо подать декларации в 5 фондов, с какой угодно отчётностью, после этого оплатить 160 рублей пошлины, написать заявление по форме Р26001 и направить или отнести его в налоговую инспекцию по месту регистрации ИП.

Закон не предусматривает совершения юридически значимых действий «задним» числом. Прекращение регистрации в качестве ИП наступает с момента исключения записи в ЕГРИП, и никак раньше.

Для прекращения деятельности необходимо уплатить государственную пошлину, размер которой составляет 160 рублей. При оформлении квитанции на оплату госпошлины указываются реквизиты инспекции, где зарегистрирован ИП. Эти сведения можно узнать у представителей налогового ведомства, позвонив по телефону, или на сайте ФНС России.

Госпошлину оплачивают в банковской организации, онлайн-перечислением или посредством портала Госуслуги. Если платеж выполнен онлайн, распечатанную квитанцию заверяет представитель банка.

За процедуру придётся отдать 160 рублей. Платёжку можно сформировать на сайте ФНС, внести деньги — через сайт или через банк. Квитанция об оплате пригодится на следующем этапе.

Вам необходимо обратиться в ту инспекцию ФНС, где вы регистрировали ИП, и передать:

  • заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП;
  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • опционально — документ, подтверждающий представление сведений об индивидуальном лицевом счёте и страховых взносах в ПФР (налоговая может запросить данные и самостоятельно).

Это можно сделать:

  • лично в налоговой или через многофункциональный центр;
  • через посредника с нотариальной доверенностью в налоговой или через МФЦ;
  • через «Госуслуги»;
  • через сайт ФНС;
  • почтой (ценным письмом с описью вложения и заверенной нотариусом подписью на заявлении).

На шестой рабочий день после подачи документов вы сможете забрать лист записи ЕГРИП (Единый государственный реестр ИП) о регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При подаче через МФЦ процесс займёт 11 дней: к сроку прибавляется время на перевозку документов в налоговую и обратно.

Если вам откажут в закрытии ИП, вы получите документ с причиной этого. Возможно, в бумагах есть ошибки. Придётся всё переделать и обратиться в инспекцию ещё раз.

4. Снимите с учёта онлайн‑кассу

В налоговую нужно предоставить:

  • заявление о снятии контрольно‑кассовой техники с регистрации с указанием причины;
  • отчёт о закрытии фискального накопителя.

Сделать это можно через сайт налоговой или лично. Имейте в виду: чтобы подать документы дистанционно, нужна электронная подпись. Если старая истекла, за получение новой придётся заплатить, так что дешевле будет сходить в инспекцию самостоятельно.

На снятие кассы с учёта у налоговой есть 10 дней.

Дополнительные документы

Кроме основных, может потребоваться предоставление дополнительных бумаг, в зависимости от индивидуальной ситуации.

Как закрыть ИП и избежать долгов

Следует подготовить подтверждения:

  • сдачи лицензионной и прочей разрешительной документации, полученной для работы предприятия;
  • снятия с учета ККМ (при наличии);
  • закрытия счета в банке (соответствующая справка из финансовой организации).

При использовании наемного труда потребуется предоставить справку из ПФР. Если ИП работал без сотрудников, отсутствие задолженности перед Пенсионным фондом подтверждать необязательно. Законодательство разрешает предпринимателю отчитаться по поводу уплаты внебюджетных взносов после закрытия бизнеса.

Предварительно нужно сняться с учета в ПФР и ФСС. Указанные ведомства получат информацию о прекращении бизнеса установленным порядком. Однако их уведомление позволит избежать нежелательных ситуаций, заблаговременно разрешив возможные вопросы от данных органов.

Детальнее о том, какие еще документы нужны для закрытия ИП, заявитель может узнать, обратившись в налоговую службу, лично или онлайн.

Какие могут возникнуть проблемы

Если предприниматель своевременно сдавал отчетность и выполнял необходимые платежи, проблем с ликвидацией ИП не возникнет. Сложности при закрытии связаны с неполным перечнем документов и ошибками при заполнении квитанции об уплате пошлины.

Реквизиты должны указываться правильно, с учетом данных регионального отделения налоговой службы. В Москве номер счета ИФНС будет отличаться от подразделения в Воронеже и других городах. Одинаковой будет только статья бюджетной строки.

Возможны проблемы из-за нарушения дисциплины в плане отчетности перед государственными органами. Если бизнесмен не сдал налоговую декларацию, необходимо это сделать. Бланки отчетов регулярно изменяются, но внесенные коррективы незначительны, и разобраться с порядком заполнения не составит труда. Образцы заполненных отчетов представлены в отделениях налоговой службы.

Какие документы остаются на руках

Образец формы Р26001

После ликвидации предприятия вносятся соответствующие изменения в ЕГРИП, выписка из которого вручается на руки бизнесмену. Сданные бумаги остаются в налоговой службе. Но предпринимателю эти бумаги в дальнейшем не понадобятся.

Не помешает перед сдачей в налоговое ведомство оставить у себя ксерокопию квитанции об уплате пошлинного сбора как подтверждение внесения платежа. Если в дальнейшем возникнут претензии по поводу перечисления, предприниматель сможет доказать факт перевода.

Иногда возникает ситуация, когда у предпринимателя отсутствуют на руках уставные и другие документы предприятия. Одна из возможных причин – недобросовестность доверенного лица, присвоившего бумаги.

Первое, что нужно сделать – аннулировать выданную доверенность. Пропавшие документы восстанавливаются после обращения в налоговую службу по месту регистрации ИП. Взамен утерянной документации оформляют дубликаты. После этого можно приступить к ликвидации предприятия. Закрыть ИП без наличия документов несложно, но потребуется предпринять несколько дополнительных действий, связанных с потерей времени.

Кратко обобщая сказанное, для закрытия предприятия необходимо:

  • выполнить обязательные платежи;
  • снять с учета кассовый аппарат;
  • закрыть банковский счет, уведомив об этом налоговую инспекцию;
  • уволить работников, сообщив в ПФР и ФСС;
  • после увольнения работников уведомить службу занятости, чтобы избежать штрафа в размере 5000 рублей;
  • сдать декларации за отчетный период;
  • утилизировать печать;
  • сдать документацию в налоговую службу.

Процедура закрытия ИП проста и не требует большого количества документов. Но бизнесмен, закрывающий дело, должен ответственно подходить к ликвидации предприятия, чтобы избежать возможных проблем в случае отказа налоговой службы по поданному заявлению.

Представляем документы

Наиболее надежный вариант – лично посетить представительство налоговой службы. В данной ситуации исключена возможность утраты бумаг. Документацию примет сотрудник ведомства, официально зарегистрировав с присвоением входящего номера.

В том случае, если бумаги направляются с помощью электронного сервиса, после входа на сайт указывается регион заявителя, чтобы документация попала по назначению.

При отправке пакета почтой выбирается форма заказного письма, предусматривающая обратное уведомление. Оформляется опись содержимого направляемого комплекта. Когда адресат получит бумаги, отправитель узнает об этом, получив соответствующее сообщение.

Получаем документы

На обработку поданной документации отводится пять рабочих дней. На шестой день от момента подачи заявителю вручается выписка из Единого государственного реестра, подтверждающая ликвидацию ИП, или аргументированный отказ.

Если бумаги отправлялись по почте, отсчет пяти дней начинается с момента получения посылки налоговой службой.

Отрицательное решение о закрытии предприятия ИФНС принимает, если заявитель представил неполный комплект документов или оформил бумаги с ошибками и неточностями. В этом случае придется проходить процедуру повторно.

Закрытие ИП не освобождает предпринимателя от некоторых обязательных действий:

  • уплаты взносов в Пенсионный фонд, налогов и других оставшихся за время работы платежей;
  • закрытия банковского счета;
  • расторжения заключенных договоров;
  • расчета сотрудников.

10. Сдайте декларацию и заплатите налоги

Здесь многое зависит от выбранной системы налогообложения.

  • Если вы на патенте, ничего делать не надо. Но можно пересчитать его стоимость пропорционально отработанному времени и попросить вернуть излишне уплаченное.
  • Если на упрощённой системе налогообложения, оплатить налоги и сдать декларацию нужно до 25 числа месяца, следующего за датой закрытия ИП.
  • Если вы платите единый налог на вменённый доход, декларацию нужно подать не позднее 20 числа следующего месяца, уплатить налоги — не позднее 25 числа.
  • Если вы на обшей системе налогообложения, декларация 3‑НДФЛ подаётся в течение пяти дней с даты закрытия ИП, декларация по НДС — не позже 25 числа месяца, следующего за кварталом, в котором вы закрыли ИП. Налоги необходимо уплатить в течение 15 дней после внесения записи в ЕГРИП.
Оцените статью
Финансовый консультант